"Мы ожидаем удвоения спроса на российскую нефть на рынках АТР"
рынки
По словам АРКАДИЯ ДВОРКОВИЧА, зампреда российского правительства, несмотря на развитие неуглеродной экономики и создание условий для энергетической независимости все большего числа стран, у российской нефтегазовой отрасли сохраняются перспективы расширения влияния и экспорта.
— Каковы основные подходы правительства к регулированию нефтяной промышленности в условиях сохранения низких цен на мировых рынках?
— На данный момент российская энергетическая стратегия предусматривает поддержание добычи на уровне 525 млн тонн нефти в год до 2035 года. В силу юридических, технологических, геологических, климатических и иных факторов у России существуют ограниченные возможности оперативно варьировать объемы нефтедобычи. За последние четыре года компании на 4% сократили объем экспорта сырой нефти. Таким образом, российская добыча не оказывает на мировые цены понижающего давления. В нынешних макроэкономических условиях считаем целесообразным достижение договоренности между ведущими экспортерами нефти о стабилизации уровня ее добычи.
— Принес ли налоговый маневр в нефтяной отрасли искомый результат?
— Большой налоговый маневр оказал в целом положительное влияние на нефтяную отрасль. В нефтепереработке по итогам первого квартала 2015 года увеличилось производство бензина (на 3,2%) и дизельного топлива (на 1,8%), при этом на 1% сократились первичная переработка и на 3,4% — выпуск топочного мазута. Проведенный в рамках мониторинга за тот же период анализ итогов макроэкономических условий в целом не позволяет сделать вывод о финансовой неустойчивости нефтяных компаний в условиях реализации налогового маневра в нефтяной отрасли при изменившихся макроэкономических условиях. Вопрос о корректировке маневра сейчас неактуален: для этого нет глобальных предпосылок. Кроме того, оценку стоит проводить только после проведения дополнительного мониторинга ситуации в отрасли в третьем и четвертом кварталах.
— Каковы возможности введения налога на финансовый результат для российских добывающих компаний? Существуют ли оценки возможных последствий введения НФР для бюджета?
— Правительство приняло принципиальное решение о введении налога на финансовый результат (НФР) в рамках пилотных проектов. Поддержан соответствующий законопроект, который будет дорабатываться ко второму чтению в Госдуме. Сейчас в качестве потенциальных пилотных проектов рассматривается 24 месторождения, включая 17 одобренных Минэнерго России проектов ("Газпром нефть" — 4 проекта, ЛУКОЙЛ — 5 проектов, "Роснефть" — 4 проекта, "Сургутнефтегаз" — 4 проекта), а также 7 перспективных проектов независимых нефтедобывающих компаний (в том числе проекты "Салым Петролеум Девелопмент").
По предварительным оценкам, применение НФР только на 17 пилотных проектах начиная с 2016-2017 годов позволит увеличить уровень добычи нефти, что обеспечит совокупный положительный эффект. Так, дополнительный по сравнению с действующей системой налогообложения прирост налоговых поступлений за весь период составит около 1 трлн руб., или примерно плюс 70 млрд руб. в среднем за год. Что касается возможных выпадающих доходов, то некоторый минус возможен только на начальном этапе тестирования, однако по итогам первых трех лет все расчеты по пилотным проектам показывают дополнительные поступления в бюджет.
— Планируются ли изменения в отношении лицензионного законодательства и либерализации доступа к перспективным на углеводородное сырье участкам?
— На данный момент доступ негосударственных компаний к освоению шельфовых месторождений ограничен. Основными нарушениями условий пользования недрами континентального шельфа являются невыполнение установленных объемов бурения поисковых скважин и отклонение от установленных объемов сейсморазведочных работ. Это требует государственного контроля над ресурсами и запасами участков недр. Разрабатываются различные изменения для внесения в нормативные акты, которые предполагают упрощение передачи прав пользования и переоформления лицензий, введение гарантий недропользователям, осуществляющим геологическое изучение участков недр, на право их промышленного освоения и другие меры. Что касается расширения субъектного состава недропользователей за счет допуска новых нефтегазовых компаний, то на данный момент решение по этому вопросу не принято.
— Какие механизмы государственного контроля будут действовать в отношении импортозамещения поставляемого в Россию оборудования, необходимого для российской нефтегазовой промышленности? Каким образом правительство собирается поддержать отечественных производителей нефтегазового оборудования? Разрабатываются ли соответствующие программы? Планируется ли выделение средств на эти цели?
— Весной в соответствии с Планом содействия импортозамещению Минпромторг утвердил отраслевые планы по гражданским отраслям промышленности, в том числе в отношении нефтегазового машиностроения. В соответствии с ними и идет дальнейшая работа. Один из основных инструментов контроля в отношении всех программ импортозамещения — постоянный мониторинг реализации проектов. Также можно отметить, что сейчас Фонд развития промышленности рассматривает заявки на предоставление льготного финансирования по конкретным программам по созданию конкурентоспособной отечественной нефтегазовой промышленности. К началу июня поступило более 30 заявок, что говорит о серьезном потенциале разработок в этих отраслях.
— Ваш прогноз относительно дальнейшего развития мировых рынков энергоносителей и перспектив российского экспорта?
— Сейчас мировые энергетические рынки меняются, в частности объемы и структуры спроса. Для развитых стран характерна нацеленность на достижение максимально возможной энергетической независимости за счет значительного роста энергоэффективности на основе инновационного развития, ускоренной диверсификации структуры энергетики и экспорта энергоресурсов, декарбонизации и перехода к неуглеводородной экономике. Это сужает рыночные ниши для России. Например, такие тенденции характерны для Европейского союза, хотя в силу падения собственной добычи Европа неизбежно будет увеличивать импорт ископаемого топлива, но политика ЕС предполагает снижение зависимости от поставок российских углеводородов.
Безусловным и очевидным растущим рынком сбыта нефти и природного газа являются сейчас и останутся в обозримой перспективе страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это открывает новые возможности для российского ТЭКа, но требует больших инвестиций в развитие соответствующей энерготранспортной инфраструктуры. К 2035 году мы ожидаем удвоения спроса на российскую нефть на рынках АТР — до уровня 110 млн тонн ежегодно. Быстрорастущий спрос на газ также создает хорошие предпосылки для наращивания поставок из России.
С целью расширения географии и стабильности поставок энергетических ресурсов уже начато строительство газопровода "Сила Сибири", расширяется нефтепровод Восточная Сибирь--Тихий океан, прорабатывается строительство газопровода "Алтай" по западному маршруту экспорта газа в Китай и газопровода "Турецкий поток" для снабжения европейских потребителей. Продолжается строительство заводов по сжижению природного газа (СПГ). В ближайшие пять лет общая мощность производства СПГ в стране может быть увеличена в три раза — до 30 млн тонн. Строятся магистральные линии электропередачи, запущены проекты по реконструкции БАМа и Транссиба, реализация которых в перспективе позволит увеличить объемы производства и экспорта угля для наших партнеров. Кроме того, российская атомная отрасль является одной из самых передовых в мире по уровню научно-технических разработок в области проектирования реакторов, ядерного топлива, опыту строительства и эксплуатации атомных станций, квалификации персонала АЭС. На международном рынке Россия — один из ведущих экспортеров инновационных технологий в данной области.