"Для рейтинговых агентств главное — человеческий капитал"

Центробанк ввел новые требования для рейтинговых агентств. Теперь для аккредитации в Банке России их капитал должен быть не менее 50 млн руб. Разработанные регулятором правила обоснованы, однако основной ресурс таких организаций отнюдь не финансы, отмечают собеседники "Коммерсантъ FM".

Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

Для рейтинговых агентств, работающих в России, вводят новые правила. Теперь для их аккредитации в Центробанке потребуется капитал в размере не менее 50 млн руб. Как сообщает "Интерфакс", об этом заявила замдиректора департамента развития финансовых рынков Банка России Виктория Степаненко. По словам источника агентства, для выполнения этого требования и аккредитации у российских агентств будет полтора года, а у иностранных — два. Условие, о котором объявил ЦБ, некритично для отрасли, отметил генеральный директор рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел Самиев.

"У рейтинговых агентств в других странах, как правило, таких требований нет. У нас вводится именно требование по размеру капитала. Аргументы в пользу этого заключаются в том, что это отсекает какие-то компании, которые не обладают финансовыми, кадровыми ресурсами, хотят зайти на рынок с какими-то не очень, может быть, правильными целями. Наверное, в этом действительно есть смысл. С другой стороны, почему именно 50? Но я, например, не могу сказать, что это критично для отрасли, по крайней мере, если мы говорим за себя, за "Эксперт РА", то у нас проблемы, с точки зрения величины капитала, нет вообще", — рассказал Самиев "Коммерсантъ FM".

Требование Центробанка в целом логично, хотя главный капитал рейтингового агентства — это его репутация, подчеркнул президент инвестиционной группы "Московские партнеры" Евгений Коган.

"С одной стороны, конечно, у такого рода организации должен быть серьезный уставной капитал, хоть какой-то, разумный уставной капитал. С другой стороны, устанавливать какие-то минимальные разумные критерии, в том числе и финансовые, можно, но это требует, наверное, очень серьезных размышлений, потому что основной капитал рейтингового агентства — это профессионализм и доверие, которое питают к нему люди", — пояснил Коган "Коммерсантъ FM".

Установление финансовых барьеров в конечном итоге может привести к снижению качества услуг рейтинговых агентств. Так считает директор аналитического департамента инвесткомпании "Golden Hills-Капиталъ АМ" Михаил Крылов.

"На мой взгляд, любой барьер для рейтинговых агентств и других участников финансового рынка имеет негативные последствия для качества оказываемых услуг, поскольку сокращает конкуренцию. Что касается рейтинговых агентств, то здесь вообще не понятно, зачем им иметь такой капитал, поскольку для рейтинговых агентств главное — человеческий капитал, а не финансовый. Для них главное — внимание среды, в которой они работают", — подчеркнул Крылов.

Сейчас на рассмотрении Госдумы находится проект закона о работе рейтинговых агентств. До 2013 года их деятельность регулировал Минфин. Затем эта функция была передана Центробанку.

Андрей Загорский

Вся лента