"Государство мучается, потому что людишки все время лезут и раздражают его"
Жители отдаленных российских деревень получат медицинскую помощь по Skype. Внедрение новых технологий в здравоохранение пообещала профильный министр Вероника Скворцова. Ведущая "Коммерсантъ FM" Оксана Барыкина обсудила тему с Андреем Бильжо — художником, писателем и ресторатором, а по образованию психиатром.
По словам Скворцовой, услуга станет доступной уже в ближайшие два года. Работать диспетчерские службы будут круглосуточно в каждом регионе. В России сегодня насчитывается 83 тыс. населенных пунктов с населением менее 100 человек.
— Доброе утро, Андрей Георгиевич!
— Доброе утро, дорогие радиослушатели. Давайте дадим возможность разыграться нашей фантазии, чтобы понять ситуацию, и как сложно государству иногда бывает. Вот представим себе, что государство — это некое существо среднего рода, человек неопределенного пола, и оно очень большое, очень крупное, из-за этого не очень поворотливое, немного неуклюжее. Оно не знает, что делать со своими размерами, не очень хорошо и красиво одето, потому что не научилось шить себе одежду, а покупать в других местах и денег нет, и гордость не дает. И оно, это государство, довольно богатое, друзья мои, но как распорядиться этим богатством, оно не знает. Все в каких-то скважинах, в каких-то отверстиях, любит в них поковыряться. Оно не очень чистое и все время в нефти, газе и черноземе, в каких-то отходах, и убираться лень, и так далее. И представьте себе, что вокруг этого государства, этого существа, огромное количество, гигантское количество маленьких людишек. Часть из них, — меньшинство, — оказались у этого государства на шее, и они близко, потому что там воздух чище, во-первых. Во-вторых, когда государство питается, ест что-то, то этим человечкам достаются какие-то крошки, какие-то куски еды, и они все время поют этому государству в ухо, какое оно хорошее, потому что они рядом с ухом находятся. Помните, как в "Женитьбе Бальзаминова", добрая-добрая Нонна Мордюкова, а они поют: "Доброе-доброе, доброе-доброе".
А государство мучается, потому что вокруг эти людишки все время лезут и раздражают это государство, потому что возникает какая-то почесуха, какой-то зуд, они все время лезут и все время говорят: "Мы этого хотим, дай нам это, дай нам то". Не может государство всем дать. 83 тыс. пунктов по 100 человек, что с ними делать? Государство уже боролось с этими людишками, уже травило их, делало для них законы, давило, натравливало друг на друга, давало разные игрушки, но они все плодятся и плодятся. Давайте просто представим себе, как тяжело государству: все плодятся — ну что с ними делать, что с ними делать? 83 тыс. по 100 человек в каждом — что их, объединить всех что ли, в один город свести? Сколько на это денег нужно? Это же тоже очень трудно. И врачей туда не посадишь. Ну как, в каждое место нужно посадить по одному врачу, 83 врача будут сидеть, на 100 человек один врач.
— Еще машину им нужно.
— Еще машину нужно, медикаменты, лечить как-то. Ну, Оксана, это же нереально.
— А мне интересно, как будет по Skype себе делать пациент укол?
— А по Skype-то замечательно! Был такой советский фильм, "Клятва Гиппократа" он назывался, и вообще этот случай был документальный. Был доктор, правда, на полярной станции — сам вырезал себе аппендицит. Это легендарная история в Советском Союзе, я даже писал на эту тему сочинение, этот человек был примером для всех мужества, находчивости и так далее. Я думаю, что по Skype будут давать советы. Вот ты выходишь в эфир там: "Вот начинаются роды, что делать?" По Skype же, по картинке же можно: возьми сделай это, сделай то, вот отошли воды, вот перережь пуповину, вот бери плод, давай тащи его, тужься. Ну как? Раньше женщины рожали каким образом, Оксана? Вы не знаете.
— Ну да, я другим образом уже.
— Я не помню, Оксана, но я знаю просто по литературе.
— Ну да, как кошка, уходит.
— Женщина берет большой камень, самый тяжелый, и пытается его поднять.
— А, вон как!
— Да, это общеизвестный народный способ, описанный у Алексея Максимовича Горького. Пытается поднять, из-за напряжения женщина тужится, и плод вываливается, а дальше уже пуповину отрезали. А потом, если он умер, то она другого родит. А здесь государству даже выгодно, будет не 100, а 99 или 98 и так далее. А потом одного могут перекинуть туда, где еще 74 или 75. Поэтому какие-то способы нужно находить, действительно, нельзя сидеть сложа руки. А давайте ничего не будем делать, вот 83 тыс. населенных пунктов по 100 человек, давайте не будем ничего делать. И что нам скажут тогда? Вы ничего не делаете, у вас там люди умирают. А так мы сделали, мы провели туда современные тонкие технологии, у нас врач сидит один на 83 тыс. пунктов, и он отвечает. Там дежурства у них, они отвечают на связь и говорят, что делать, что делать с прыщиком, что делать с аппендицитом, как лечить, какие порошки принять. В общем, спасибо государству за заботу о гражданах, находящихся в отдаленных точках нашей необъятной родины. Спасибо большое, низкий поклон, будьте здоровы, держите себя в руках, когда общаетесь с государством.