Африканская пристань
В начале июня глава Минэнерго Александр Новак заявил, что англо-голландская компания Shell предполагает инвестировать в строительство третьей очереди СПГ-завода "Сахалин-2". Сахалинский завод СПГ был запущен в 2009 году — две линии производят 9,6 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год. Являясь одним из мировых лидеров производства СПГ, Shell успешно тиражирует свой опыт по миру. Корреспондент "Ъ" КИРИЛЛ МЕЛЬНИКОВ увидел, как Shell реализует проект СПГ в Нигерии.
Обсуждение строительства третьей очереди "Сахалина-2" ведется последние года два. В отрасли констатируют, что Россия заметно отстает от других стран в производстве СПГ. Отстает еще не безнадежно, но все новые позиции на рынке завоевывают Австралия, Индонезия, Катар и страны Африки. Shell давно делает ставку на СПГ. Компания участвовала в строительстве первого в мире завода по сжижению газа в Алжире в 1964 году. В апреле Shell объявила, что приобретает другого крупного СПГ-игрока — BG Group — за $70 млрд, что позволит ей увеличить запасы нефти и газа на 25%, а добычу — на 20%.
Nigeria LNG — второй по объему производства СПГ-завод в мире. И если на Сахалине акционеры обсуждают возможность строительства третьей очереди, то в Нигерии (завод тоже расположен на острове — Бонни) партнеры анализируют перспективы седьмой очереди.
В настоящее время мощность завода составляет 22 млн тонн в год. Основной акционер проекта — местная компания NNPC, которой принадлежит 49%, у Shell 25,6%, у французской Total 15%, у итальянской Eni 10,4%. Консорциум был создан в 1989 году. Для отправки первого танкера с СПГ понадобилось десять лет: первая партия была отгружена в октябре 1999 года. Как говорят в Nigeria LNG, проект сейчас занимает 8% мирового рынка СПГ, обеспечивает 4% ВВП Нигерии. К апрелю завод отгрузил почти 3,5 тыс. партий. В нынешнем году также ожидается поставка 6 новых газовозов (сейчас их 24).
От Лагоса — экономической столицы Нигерии — до острова Бонни лететь на самолете около часа. Это самый короткий путь — он летает этим маршрутом несколько раз в неделю, возя работников завода. Производство вместе с жилым комплексом занимает 4,5 кв. км. Отгрузка с завода осуществляется через два наливных причала. СПГ хранится в четырех резервуарах объемом 305 тыс. куб. м. Сам остров, расположенный в дельте реки Нигер,— СПГ-кластер. Рядом с Nigeria LNG находится производство ExxonMobil и отдельный проект Shell.
Nigeria LNG перерабатывает газ, который добывается на шельфе Атлантического океана СП Shell, Total и Eni. Сжиженный газ консорциум продает 11 покупателям. 43% составляют поставки Португалию и Испанию, 35% — на рынок Северной Америки, а еще 22% — Франции, Италии и Турции. Цена на СПГ, согласно мировой практике, привязана к котировкам нефти и Henry hub. Кроме того, Nigeria LNG продает конденсат (5 млн тонн) и СУГ (250 тыс. тонн в год), полученные в результате переработки. С 2008 года она поставляет на внутренний рынок страны бутан.
Несмотря на падение стоимости нефти, мировые эксперты прогнозируют рост СПГ — газ даже новых проектов, которые еще не введены, уже законтрактован. У Nigeria LNG прогноз более консервативный. "Каждый завод СПГ — конкурент нашего проекта. Однако я думаю, что в долгосрочной перспективе спрос на СПГ будет расти. В текущей ситуации не все проекты по производству СПГ, которые сейчас планируются, особенно в США, будут реализованы",— говорит глава Nigeria LNG Бэбс Омотова. При этом в компании прогнозируют и рост производства СПГ — на 3%, до 21 млн тонн. "СПГ — энергоноситель, спрос на который растет самыми быстрыми темпами. В том числе за счет расширения сфер его применения, включая транспорт — судовой и автомобильный. Основные преимущества СПГ: экологичность, цена, эффективность",— считает господин Омотова. Несмотря на рост производственных результатов, выручка Nigeria LNG в текущем году из-за падения цен на нефть сократится на 20-25% — примерно до $8 млрд. "Мы продаем значительный объем СПГ в Японию и Южную Корею, а цены там сильно упали",— говорит глава компании. Впрочем, по его оценке, в следующие два года стоимость барреля нефти составит около $80. "В среднесрочной перспективе цены на нефть должны пойти вверх, потому что сейчас инвестиции в новые проекты не окупятся. $80 за баррель — такой уровень необходим для баланса вложений в добычу",— считает глава Nigeria LNG.
Однако акционеров компании падение цен не смущает: они "далеко продвинулись" в обсуждении возможности строительства на заводе седьмой очереди. Бэбс Омотова оценивает инвестиции в проект в $8 млрд. "По текущим расчетам, седьмая очередь будет приносить компании выручку примерно на уровне $3 млрд в год",— говорит господин Омотова. При этом будущий СПГ законтрактовали еще в 2008 году, когда акционеры только начали обсуждение строительства. "Важно, что у этого газа уже есть покупатели. Заключенные долгосрочные контракты — важный довод для начала реализации проекта седьмой очереди",— отмечает он. Время строительства Бэбс Омотова оценил примерно в четыре года.