Инфраструктурный вклад

Программа Китая по возрождению Великого шелкового пути уже подкрепляется реальными источниками финансирования. Еще в 2013 году во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Индонезию генсек ЦК Компартии Китая объявил о создании Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), который аккумулирует финансовые возможности всех стран региона для инвестиций в инфраструктуру и проекты экономической интеграции на всей Евразии: от Тихого океана до Балтийского моря.

Летом 2014 года Китай предложил Индии присоединиться к проекту создания банка и увеличить его предполагаемый уставный капитал вдвое — с $50 млрд до $100 млрд, а уже в октябре соответствующий меморандум о намерениях подписали представители 21 страны, претендующей на роль учредителей банка: Китая, Индии, Таиланда, Малайзии, Сингапура, Филиппин, Пакистана, Бангладеш, Брунея, Камбоджи, Казахстана, Кувейта, Лаоса, Мьянмы, Монголии, Непала, Омана, Катара, Шри-Ланки, Узбекистана и Вьетнама.

Всего на сегодняшний день список потенциальных учредителей банка насчитывает уже 57 государств мира — 36 государств из Азии и 21 страну из Европы. Среди первых заявки на участие в качестве учредителей АБИИ подали 17 стран ЕС, среди которых наиболее финансово обеспеченные экономики Франции, Германии, Португалии, Италии, Великобритании. Тем не менее, согласно обнародованным принципам формирования уставного капитала АБИИ, 75% инвестиций будет закреплено за странами Азии и лишь остальные 25% могут быть распределены между заинтересованными странами других частей континента.

Россия стала официальным кандидатом на получение статуса учредителя этого нового международного института развития в апреле нынешнего года, причем проходит по "азиатской квоте" учредителей. Это означает, что у нашей страны в этом межнациональном финансовом институте развития будет не менее привилегированный статус, чем у того же Китая, Индии или других стран на востоке Евразии. Впрочем, таким же особым "азиатским" статусом среди учредителей банка обладает Австралия, которая является одним из ключевых геополитических партнеров в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Примечательно, что высок интерес к финансированию инфраструктуры Евразии у стран Ближнего Востока: к проекту присоединились семь арабских государств, в том числе Египет, а также Израиль, подавший официальную заявку, как и Россия, в апреле нынешнего года.

По мнению ряда международных аналитиков, создание АБИИ может стать противовесом имеющимся глобальным финансовым институтам развития — Международному валютному фонду и Всемирному банку, где первую скрипку играют преимущественно страны Японии, Европы и Северной Америки. Руководители этих организаций, равно как и администрация США, уже раскритиковали проект, не проявив к нему видимого интереса. Однако успех инициативы азиатских стран, по мнению многих экспертов, может изменить существующий расклад сил в сфере глобальных финансовых решений. Если же это произойдет, то вклад России в АБИИ может оказаться более выигрышным, чем участие в других международных финансовых институтах.

Вся лента