Конец «сверхъестественного спокойствия»
Мировой энергорынок потерял устойчивость
Глобальный энергобаланс в 2014 году потерял былую стабильность и вернулся в эпоху волатильности и неопределенности, считают аналитики британской BP. Основные причины этого — изменение трендов развития ТЭКа крупнейших экономик мира. США стали крупнейшим производителем нефти и газа, опередив Саудовскую Аравию и Россию, а рост потребления энергоресурсов в Китае резко замедлился. Именно этими факторами эксперты BP объяснили прошлогодний обвал нефтяных цен. Россия осталась лишь крупнейшим экспортером углеводородов, но риски для отечественного ТЭКа растут: ключевой рынок Европы продолжает снижать спрос на энергоресурсы.
Падение цен на нефть в 2014 году было вызвано рекордным увеличением добычи углеводородов в США и резким ослаблением роста потребления энергии в Китае, говорится в ежегодном статистическом отчете британской нефтекомпании BP, который считается одним из наиболее авторитетных источников данных по развитию мирового ТЭКа. «Сверхъестественное спокойствие, которое характеризовало энергетические рынки в течение нескольких лет, в прошлом году резко завершилось,— заявил глава BP Боб Дадли, представляя отчет.— Но мы не удивлены: на самом деле для тех, кто работает в энергетическом бизнесе в последние 30 лет, волатильность и неопределенность 2014 года выглядят как возврат к более привычным условиям».
США в прошлом году стали крупнейшим мировым производителем нефти (обогнав Саудовскую Аравию) и газа (увеличив отрыв от России). Добыча нефти в США в результате сланцевой революции выросла за год на 15,9% (на 1,6 млн баррелей в день, самые быстрые темпы в истории страны), побив рекорд 1970 года и достигнув наивысшего уровня за всю американскую историю — 11,6 млн баррелей в день. Добыча газа увеличилась на 6,1%, до 728 млрд кубометров, что сравнимо только с показателями бывшего СССР. Россия, второй по величине производитель газа, добыла в прошлом году 578,7 млрд кубометров. Низкие цены на энергию в США привели к росту ее потребления на 1,2%, что резко контрастирует с другими развитыми странами. Потребление газа выросло на 2,9%, нефти — на 0,5%, возобновляемой энергии — на 10,8%, снижение показали лишь уголь (0,3%) и гидроэнергетика. Но энергоемкость ВВП США снизилась в прошлом году на 1,1%, хотя это и меньше, чем в среднем за последние десять лет (1,7%).
Китай по-прежнему остается крупнейшим потребителем энергии в мире, но в 2014 году темпы роста спроса упали до минимального значения с 1998 года — 2,6%. Это значительно ниже среднегодового роста за последние десять лет (6,6%). Но собственное производство энергоресурсов в Китае практически не увеличилось (+0,2%), хотя в последние десять лет прирост составлял в среднем 5,9%. Впервые с 1998 года на 2,6% упала добыча угля, хотя производство газа выросло на 7,7%, а нефти — на 0,7%. Неуглеродные источники энергии растут быстрее всего: гидроэнергетика в Китае увеличила выработку на 15,7%, АЭС — на 13,2% (их выработка за последние семь лет удвоилась), возобновляемые источники энергии (ВИЭ) — на 15,1%. Уже сейчас зеленая энергетика в Китае обеспечивает 16,7% общего энергобаланса против 1,2% десять лет назад. Одновременно энергоемкость ВВП КНР в прошлом году снизилась на 4,5% (лучший показатель с 2008 года). По мнению аналитиков Wood Mackenzie, замедление роста спроса на энергию в Китае может привести к тому, что до 2020 года стране не понадобятся дополнительные объемы газа сверх уже законтрактованных.
ЕС остается лидером по снижению энергопотребления, которое в прошлом году упало на 3,9%. Первую позицию здесь занимает газ, потребление которого вновь рухнуло на 11,6%, спрос на уголь сократился на 6,5%, на нефть — на 1,5%, на атомную энергию — на 0,1%. Рост показали только ВИЭ (8,2%) и ГЭС (0,9%). Регион ставит рекорды по снижению потребления ископаемого топлива: потребление газа упало до уровня 1995 года, нефти — 1969 года, угля — 2009 года.
Одновременно снижается и производство энергии, хотя и меньшими темпами (1,4%). Так, добыча газа в ЕС упала на 9,8% (в основном из-за падения добычи в Нидерландах), угля — на 3,9%, нефти — на 2,1%. Таким образом, несмотря на сокращение собственной добычи газа, потребление падает настолько быстро, что сужается ниша для импорта. Поставки газа из России в ЕС в прошлом году рухнули на 11,2%, тем не менее российский газ сохранил прежнюю долю в европейском импорте — 41%. Доля России в общем импорте нефти в ЕС составила в прошлом году 36,6%. Энергоемкость европейского ВВП сократилась на 5,2%, до уровня 1970 года.
Российская энергетическая отрасль в прошлом году продемонстрировала смешанную динамику. Общее потребление энергии сократилось на 1,2%, при этом использование газа упало на 5,8%, угля — на 1%, а потребление нефти за счет роста низкой переработки увеличилось на 0,9%. Энергоемкость ВВП снизилась на 1,8%. Добыча нефти выросла на 0,6%, тогда как добыча газа резко упала — на 4,3%. Тем не менее Россия по-прежнему остается крупнейшим в мире экспортером газа и вторым по величине после Саудовской Аравии экспортером нефти.