"Сахалин-1" развели по позициям
Началось обсуждение претензий властей РФ к проекту
Материалы по итогам проверок Росприроднадзором и Счетной палатой проекта "Сахалин-1", оператором которого выступает американская ExxonMobil, будут готовы к середине июня. Пока, по данным "Ъ", никаких конкретных решений, дающих правительству РФ инструмент давления в конфликте с инвестором по поводу переплаты $500 млн налогов, не принято. Ситуация уже беспокоит и иностранных участников "Сахалина-2", хотя у них разногласий с властями страны пока нет.
Как и предполагал "Ъ", вчера вице-премьер Аркадий Дворкович провел совещание, посвященное предварительным результатам проверки Росприроднадзором проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", реализующихся по соглашениям о разделе продукции (СРП). У правительства возникли вопросы по соблюдению условий лицензии к американской ExxonMobil — оператору "Сахалина-1" (у нее и японской Sodeco — по 30%, по 20% — у "Роснефти" и индийской ONGC). Но, по словам источников "Ъ", знакомых с ходом совещания, "решений принято не было". "Были заслушаны позиции сторон, ExxonMobil заявляет, что нарушений нет. Росприроднадзору поручено продолжить проверку",— говорит один из собеседников "Ъ". На совещании присутствовал и представитель Счетной палаты, которая также проверяет исполнение СРП.
Источники "Ъ" говорили, что проверки начаты из-за того, что ExxonMobil в марте подала иск к РФ в Стокгольмский арбитраж. Компания требует возврата около $500 млн, так как она по СРП уплачивала налог на прибыль исходя из ставки 35%, хотя в России с 2009 года она снижена до 20%. Вчера в правительстве и компаниях от комментариев отказались. Источник "Интерфакса" в Минприроды заявил, что Росприроднадзор в начале июня по заявке правительства провел внеплановые проверки "Сахалина-1" и "Сахалина-2" (в проекте 50% плюс 1 акция у "Газпрома", у Shell — 27,5% минус 1 акция, у японских Mitsui и Mitsubishi — 12,5% и 10% соответственно). "Проверки были краткосрочными, но носили комплексный характер: проверялось выполнение всего спектра требований природоохранного законодательства",— пояснил чиновник. К проекту есть претензии и у Счетной палаты. Аудитор Валерий Богомолов вчера заявил, что выпадающие доходы РФ от задержки реализации газовой программы "Сахалина-1" составляют $5 млрд (на начало года — $4,3 млрд). Уровень добычи газа на проекте — 10 млрд кубометров, но большая часть закачивается обратно в пласт.
Россия уже имеет опыт успешного административного давления на участников СРП — экологические претензии и проверки Счетной палаты в 2006 году предшествовали переходу контроля над "Сахалином-2" к "Газпрому". Но вчера и глава Минэнерго Александр Новак, и президент "Роснефти" Игорь Сечин опровергали возможный уход ExxonMobil из "Сахалина-1". Игорь Сечин заверил, что "Сахалин-1" работает "в соответствии со всеми требованиями". Но ситуация уже явно обеспокоила даже Shell, к которой, по данным источников "Ъ", особых претензий нет. Глава компании Бен ван Берден вчера обсуждал "перспективы развития "Сахалина-2"" с председателем правления "Газпрома" Алексеем Миллером. А глава Shell в России Оливье Лазар заявил вчера ТАСС, что компания довольна СРП и не имеет планов по его пересмотру. "Это механизм, который позволяет акционерам, правительству, региональным властям получать свою долю от денежного потока",— отметил он.
Акты проверок еще не подписаны, операторы продолжают их изучение, окончательно материалы будут готовы к середине июня, говорит один из источников "Ъ". Направления развития ситуации собеседники "Ъ" предсказать не берутся: они уверены, что ExxonMobil не будет отзывать иск, РФ тоже стоит на своем. Тем не менее, уточняет один из собеседников "Ъ", речь об отзыве лицензии пока не идет. Андрей Полищук из Raiffeisenbank считает, что сторонам проще всего будет отказаться от взаимных претензий. ExxonMobil делает ставку на развитие в России и вряд ли будет всерьез рисковать позициями в выгодном проекте, полагает аналитик, а правительству РФ на фоне сложных отношений с Западом важно сохранить крупного иностранного инвестора, имеющего доступ к современным технологиям.