От могилы к митингу
"Римини Протокол" приглашает на экскурсию по Москве
Премьера театр
Театральная компания "Римини Протокол" создала московскую версию своей аудиоэкскурсии "Remote...". Проект "Remote Moscow" зрители могут опробовать на себе до начала октября. С наушниками по знакомому и незнакомому родному городу прогулялся РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.
Если в ближайшие несколько месяцев, прогуливаясь по Страстному бульвару, вы столкнетесь с группой людей в наушниках, пятящихся спиной, а потом бегущих наперегонки, или же, спускаясь в метро по эскалатору, увидите пару десятков пассажиров, выгнувших руки над головами в балетной позиции, не торопитесь глупо шутить насчет дня открытых дверей в дурдоме или понимающие объяснять, что это флешмоб. К флешмобу, впрочем, аудиоэкскурсия "Remote Moscow", сделанная по заказу независимого продюсера Федора Елютина знаменитой немецко-швейцарской театральной компанией "Римини Протокол", некоторое отношение имеет.
Проект "Remote...", родившийся пару лет назад в Берлине, был адаптирован уже к двум десяткам городов в разных странах. И даже в России это не премьера: в прошлом году зрители-экскурсанты под руководством режиссера Штефана Кэги уже гуляли по Санкт-Петербургу. Полтора часа участников похода ведет по городу синтезированный голос, в середине пути превращающийся из женского в мужской. Поводырь меняет имя, но не изменяет принцип общения с участником прогулки: голос не только указывает, куда идти и что делать, но дает иронические и философские комментарии к происходящему, рассуждает о вечном и сиюминутном, просит вспомнить что-то или, напротив, о чем-то пофантазировать.
Конечно, в каждом городе текст звучит разный. Не только потому, что маршруты и объекты на пути разные, но прежде всего потому, что разные городские атмосферы — наверное, только в Москве голос может просить обратить внимание на то, какие неприветливые лица у людей на эскалаторе, и ошибки никогда не случится. Не надо объяснять, что отделение видимого от слышимого производит магический эффект и текст, звучащий в наушниках, решительно меняет отношения между человеком и городом. Особенно если проходишь по маршруту, который неоднократно преодолевал автоматически, не осознавая пути. "Remote..." и о том, что такое быть одному в городе и мире, и о том, что одному невозможно остаться. И еще о том, как сохранить умение отличаться от других, как не потеряться, но и как не бояться быть одним из многих.
Голос, который ведет и руководит, можно назвать внутренним собеседником, но можно и голосом высшего разума. Кстати, дважды, в начале и середине маршрута, путешественники оказываются где-то рядом с религией: сначала останавливаются у храма, а позже даже перекусывают в трапезной Высоко-Петровского мужского монастыря. Так что мысль о том, что "Римини Протокол" напоминает нам о какой-то новой, принципиально изменившейся роли небесных сил в постиндустриальном социуме, приходит сама собой.
Впрочем, никаких нравоучений путешественникам не навязывают. Скорее наоборот — "Remote Moscow" почти целиком состоит из забавных приключений, из маленьких радостей городской жизни. Часть из них чисто технического свойства: поди пойми, как это так устроено, что голос в наушниках знает, сколько именно секунд осталось до зеленого сигнала на светофоре. Часть — свойства театрального: на небольшой дворовой волейбольной площадке одна половина группы превращается в игроков, а другая — в зрителей. Сделать же групповое селфи в круглом зеркале, висящем у выездных ворот монастыря, непреодолимо хочется еще до того, как голос в наушнике рекомендует вам достать телефон. Особое же удовольствие — участие в полушутливой несанкционированной демонстрации, адрес которой мы здесь, конечно, не укажем.
Экскурсия "Remote Moscow" с легкостью может быть причислена к числу лучших развлечений нынешнего лета. Хотя, как и большинство документальных проектов компании "Римини Протокол", она в занимательной форме говорит о вещах, в сущности, не слишком приятных, как и положено серьезному искусству. Неслучайно, что начинается прогулка на Миусском кладбище, где зрителям предложено подумать о своей будущей могиле, а заканчивается на высокой террасе Центрального универмага (в Берлине конечным пунктом была крыша больницы, в Авиньоне — балкон оперного театра) с видом на город и на небеса. В финале, прежде чем голос в наушниках исчезнет, каждый должен словно испариться, исчезнуть, а сам весь этот остроумно придуманный путь от кладбища до неба должен напомнить о чем-то весьма существенном. Не то о необходимости радоваться жизни с умом, не то о позабытой возможности спасения.