С раздвоенной энергией
Готова ли Россия к новой энергетической политике ведущих стран Запада? Размышления Александра Аничкина
Главными новостями с переговоров "семерки" в Баварских Альпах стали конфронтационные предупреждения в адрес РФ и показательная солидарность по поводу Украины. Как часто бывает в запале "информационных войн", в тень ушло куда более важное — декларация "семерки" о решительном повороте в энергетической политике
Декларация эта касается скучноватой, как считают многие до сих пор, материи — вопроса о сокращении выбросов в атмосферу газов, вызывающих глобальное потепление. Споры среди ученых и политиков на эту тему, как известно, продолжаются, но мнение о том, что глобальный "парниковый эффект" связан именно с использованием углеводородного сырья для производства энергии во всем мире, постепенно становится преобладающим.
И вот событие — декларация "семерки" (G7) освятила это мнение своим авторитетом. В самом заявлении не так много детального. Не впечатляет оно и жесткостью формулировок. Тут дело не в этом. Дело в фундаментальной переориентации западных экономик на приоритетное предпочтение "чистым энергиям", полную "декарбонизацию" мировой экономики к концу века и перевод как минимум половины (от 40 до 70 процентов) производства электроэнергии на неуглеводородные источники к 2050 году.
За динамикой инвестиций еще предстоит внимательно последить, но уже ясно, что декларация эта многого стоит, может, больше всяких санкций против России, потому что речь идет о всеобщем сворачивании опоры на углеводородные источники энергии — нефть, газ, уголь. Задача эта настолько трудная, особенно с учетом интересов развивающихся стран, что комментаторы уже сравнили с проектом "Аполлон" — полетом человека на Луну. Есть мнение, что она и вовсе невыполнима.
Заработать на революции
Кто постарше, помнит, что лет 50-60 назад на вокзалах и в аэропортах СССР можно было встретить странную тележку под называнием "кара". Происходило название, наверное, от английского car — машина, экипаж. Кара эта была электрической, с несильным движком и огромной батареей под платформой для узлов и чемоданов. Дядя в замасленном комбинезоне и с обязательным "Беломором" в уголке рта стоял на некоем подобии облучка, давил на рычаги, а кара с жужжанием гоняла по вокзальным просторам. Те, кто конструировал эту кару, наверное, мечтали о прекрасном будущем для своего детища: как же, электрификация плюс советская власть! Но в заурядных привокзальных интерьерах эта старая кара обречена была выглядеть несуразностью.
Больше того. В 1970-х грянула "Сибириада", и пришло наше углеводородное счастье. Какая экология, когда мы всему миру нефть и газ продаем? Какие кары под электричество? Страна угодила в нефтезависимость, от которой не может избавиться до сих пор.
Теперь о "семерке". Сейчас у нас о ней говорят: формат "семерки" изжил себя, нужно брать шире. Тем не менее G7 представляет страны, дающие две трети мирового ВВП (вместе с ЕС — еще больше). Так что же означает изменение приоритетов в ее энергетической политике? Это значит, что в тех структурах, где налицо высокая концентрация денег, начнут решать, куда направить капиталы, руководствуясь новыми принципами. И это начнет решать не какая-то "мировая закулиса". Деньги не гуляют сами по себе, их доверяют вполне конкретным международным и национальным организациям и частным компаниям по управлению активами. Они и решают, куда направить деньги, вверенные им собственниками.
Для инвестора важны прежде всего надежность и перспектива. Все остальное пугает. Углеводородная (или нефтегазовая) энергетика до сих пор была одним из самых надежных долгосрочных способов вложения денег. Теперь, после баварского саммита, это уже не факт. Во всяком случае, над будущим этого суперсектора мировой экономики поставлен жирный знак вопроса.
Следует уточнить и еще кое-что. С точки зрения инвестора год 2050-й — это уже практически завтра, всего каких-то 35 лет от дня сегодняшнего. К примеру: 40-50 лет — это расчетный срок жизни электростанции на угле, самом пока доступном и дешевом топливе. Значит, если сегодня решать, инвестировать или нет в такую станцию, надо думать на 40-50 лет вперед.
Далее, чтобы найти месторождение нефти и газа, а потом их разрабатывать, нужны такие же временные рамки, а вложения надо делать сегодня же. И притом вложения огромные, миллиардные. То же касается золота, алюминия или другого металла будущего вроде германия, галлия, индия или лития, без которых невозможны ни смартфон, ни солнечные или "обычные" аккумуляторы, ни авиатурбины. Кстати, напомню: серийные электрические самолеты уже производятся. Пока, правда, только легкие. Но еще сто лет назад других и не было, а посмотрите, что сегодня. Так вот, куда пойдут инвестиции?
С детства мы помним ломоносовское "Сибирью будет прирастать могущество России". Архангельский мужик жил 250 лет назад. В 1930-е нефтяную перспективу для Западной Сибири научно обосновал наш великий русский геолог-нефтяник Иван Губкин. А качать нефть из Сибири начали вовсю только в 1970-е, в разгар первого "нефтяного шока" на Западе. Об этом сейчас стоит вспомнить, чтобы на будущее расчеты делать, чтобы очередная "сланцевая революция" не застала врасплох.
Китай как "зеленый" лидер
Сейчас в сибирском нефтегазе один из флагманских проектов — это Ямал-СПГ. Строительство заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ) на основе газовых месторождений Северо-Восточного Ямала и в расчете на необъятные аппетиты экономических гигантов Азии, прежде всего Китая. По сообщениям, стоимость инвестиций в проект — до 27 млрд долларов.
Кроме российского ключевым как с технической, так и с инвестиционной точки зрения является иностранное участие, французское и китайское. Работы уже идут, средства вложены немалые, и представить, что они будут вовсе свернуты, трудно. Что в какую-то сторону скорректируются (допустим, в сторону уменьшения масштабов) — можно.
Франция — особый случай. Здесь уже сегодня более 80 процентов электроэнергии вырабатывается за счет неуглеводородных источников — атома, ветра, солнца, воды. Пока ведущий сектор — атомная энергетика, но ее доля снижается, а доля "зеленых", возобновляемых источников растет. В главные заголовки новостей обычно попадают ведущие страны Европы, другим меньше внимания. Между тем у Дании и Нидерландов, например, переход к 2050 году всей энергетики на 100 процентов за счет возобновляемых источников — это официальная политика, а не декларация.
Ладно Европа, здесь все не как у людей. Давайте посмотрим, как ведет себя Китай, вроде бы главный геостратегический партнер России по БРИКСу, мировая кузница, черный дым валит во все трубы. Так вот, этот самый Китай в прошлом году вышел в мировые лидеры по инвестициям в такую в несерьезную, как до сих пор еще многим кажется, отрасль, как ветряки и солнечные батареи.
Нет, нефть пока никуда не делась. В 2013-м рост потребления нефти в Китае составил примерно треть общемирового роста. В 2014-м Китай, по оценкам, должен обогнать США как крупнейшего мирового импортера нефти. Но важнее динамика на годы, даже на десятилетия вперед. А динамика такова, что КНР, согласно последним данным, вышел в мировые лидеры по инвестициям в возобновляемые источники энергии. Китай инвестировал в том же 2013-м в альтернативные источники энергии больше, чем вся Европа, вместе взятая. Общая сумма инвестиций в этой отрасли в 2013 году составила 56,3 млрд долларов, что примерно равно товарообороту между Китаем и Россией. Это 61 процент всех вложений в возобновляемые источники энергии по развивающимся странам. В китайской 12-й пятилетке (2011-2015) предусмотрено инвестировать 473 млрд долларов в "чистую" энергетику. Поставлена цель: к 2020 году удовлетворять 20 процентов всех энергетических потребностей страны за счет возобновляемых источников.
По уже существующим мощностям Китай также в лидерах. 24 процента производимой в мире энергии из возобновляемых источников (включая ГЭС) приходится на КНР. Похоже, куда клонится вектор китайских интересов, понятно.
Но вот еще характерный эпизод последних лет. Много пишут о транзите российских нефти и газа через Украину, поставках и спорах вокруг этого, но не все знают, что до последнего времени именно Украина была мировым лидером по солнечным электростанциям. В поселке Перово в Крыму в 2011-м вошла в строй самая крупная на то время в мире солнечная электростанция (парк) — на 100 мегаватт. Производимой ей энергии хватило бы на весь Симферополь. Со вводом этого парка Украина обогнала Канаду, державшую до того первенство с солнечной электростанцией на 97 мегаватт. Потом на первое место вышел Китай. Его солнечные гиганты занимали пять первых строчек в списке мощнейших альтернативных электростанций. Сейчас вперед вырвались США. Их солнечные парки занимают восемь из десяти первых строчек в списке крупнейших электростанций мире, в том числе "Топаз" на 550 мегаватт в Южной Калифорнии в районе Лос-Анджелеса.
Так что соревнование уже идет. Даже без декларации "семерки" ясно, куда дует ветер энергии.
Битва за батарейки
В соседнем городке с нашим домом в Нормандии новость: дают покататься на электромобилях Renault модели Zoe. Машин всего две, симпатичные, аккуратные, выставлены на стоянке у районной библиотеки. Здесь же и "заправка" — отъездил, воткни вилку в розетку на специальном пилоне. Через библиотеку и запись попробовать. Дают — не вполне корректно, прокат стоит 8 евро в день, что все равно много дешевле, чем обычные авто в коммерческих компаниях. Я пока в очереди стою, а знакомая, уже покатавшаяся, рассказывает с придыханием — впечатление непередаваемое, внутри все как в обычной машине, скорость та же, дальность путешествий та же или почти, как на одной бензиновой заправке (200 км+), мотор тихий, автоматика, ускорение — басня! И стоит как обычный автомобиль. Соблазнительно.
До запуска модели в производство с Zoe случилась неприятная для Renault история. Французская гражданка Зое Рено (бывают же совпадения!), узнав, что автокомпания готовит машину под ее именем, сочла, что это оскорбляет ее чувства, и подала в суд. Процесс длился недолго. Судья решил, что Renault вправе выбирать для своих моделей такие имена. И вот теперь очередь прокатиться на электрической "Зое".
История эта заставила вспомнить и о другом, более серьезном скандале. Несколько лет назад руководители проектно-инженерных подразделений Renault по анонимному доносу были обвинены в промышленном шпионаже и взяточничестве. Не просто, а в пользу Китая! Они были тут же уволены. Судя по попавшим в прессу обвинениям, эти трое продавали секреты разработок Renault по массовому электромобилю.
Скандал сошел на нет, обвинения признали ложными, руководству Renault пришлось извиняться. Но неприятный осадок остался: так шпионит Китай или нет? Пытается выудить секреты, долженствующие радикально изменить наше будущее?
Французский Renault и японский Nissan сейчас представляют собой практически один концерн. Некоторое время назад они обменялись пакетами акций и топ-менеджерами. Обе эти компании возглавляют гонку за создание надежного, массового, далеко ездящего и легко "заправляющегося" электрического авто. Решили — за такими машинами будущее и рынок. Появление в этой картине Китая (пусть и опровергаемое) лишь подтверждает: да, направление революционное, нужно ждать радикальных перемен.
Если еще вспомнить, что совсем недавно Google продемонстрировал машину без водителя, и все вместе сложить, то несложно представить себе "кару" будущего, такого, в котором автоматизированная логистика, в принципе приспосабливаемая и под наземный, и под морской, и под воздушный транспорт, вообще обходится без углеводородного топлива.
Не говорите, что 2050-й — это далеко и неправда. Мир меняется очень быстро, завтра наступает уже сейчас.
Все это не значит, что у нефти и газа вовсе нет будущего. Предупреждал же нас Менделеев еще сто с лишним лет назад: топить нефтью — все равно, что топить ассигнациями.
Не потому, что керосин такой дорогой, а потому что у нефти и газа много есть куда больее полезных применений, чем просто топка. Пластики, ткани, даже еда. Так что будущее есть. Только в него нужно вглядываться попристальнее.