"Достаточно большое количество стран не исполняют решения ЕСПЧ"
В понедельник истекает срок согласования плана выплат Российской Федерацией компенсаций акционерам ЮКОСа. Речь идет о сумме в $1,9 млрд, согласно решению Европейского суда по правам человека от 31 июля 2014 года. Полномочный представитель адвокатской палаты Европейского союза в России Александр Трещев обсудил тему с ведущей "Коммерсантъ FM" Светланой Токаревой.
На прошлой неделе Комитет министров Совета Европы напомнил Москве о скором дедлайне, отметив, что пока нет никаких признаков того, что российские власти занимаются разработкой соответствующего плана.
— Дедлайн — понедельник, однако Россия до сих пор не представила в Совет Европы ни плана, ни графика выплат денег акционерам ЮКОСа. Почему, как вы считаете?
— Как обычно бывает в таких ситуациях, все откладывают на последний момент и не могут найти, кто же должен это делать: Министерство юстиции или какие другие министерства, финансов или какое-то другое ведомство. Все происходит из-за этого, что в данном случае было задекларировано несколько поведенческих линии: от платить до не платить. Но если вы платите или не платите, тогда нужно изложить свою позицию, обосновать, почему решения суда не будут исполняться, не признается или по каким-то иным причинам, либо предупредить, что какие-то графики могут быть сделаны.
— Россия пока не обосновала никоим образом, да?
— Мне ничего неизвестно, я не слышал ничего подобного.
— Как долго Россия может затягивать эти выплаты?
— На самом деле достаточно большое количество стран не исполняют решения Европейского суда по правам человека. Есть некий процент стран, которые исполнили решения суда, но это не большинство. И такие страны как Румыния, Италия являются лидерами по неисполнению этих решений. Какие наступают последствия? Последствия следующего характера: они, безусловно, репутационные. Либо сторона, которая выиграла суд, пытается арестовать имущество, которое принадлежит ответчику в разных странах на территории других стран. Часто это удается. Иногда это не удается — все зависит от ситуации.
— Но в целом это некое противостояние России и ЕСПЧ, оно может длиться долго, правильно я понимаю?
— Оно может длиться долго, конечно.
— Ваши прогнозы: каков будет исход сего дела, смогут ли истцы так или иначе все-таки добиться выплат?
— Я надеюсь, Российская Федерация каким-то способом может урегулировать этот конфликт, защитить свое имущество, которое находится за пределами территории России и не подпадает под дипломатический иммунитет, и минимальным образом пострадает. Но для этого нужна переговорная позиция, нужно объяснять свое видение ситуации и объяснять причины, почему мы не согласны с тем или иным решением. В этом нет ничего страшного, это нормальная практика, но нужно действие, нельзя молчать и ничего не делать.
— Так или иначе в ближайшее время все-таки какие-то комментарии с российской стороны последуют?
— Конечно, безусловно, они уже с утра, когда заканчивается срок, должны быть озвучены.
— Будем ждать.