Под игом йоги
Евгений Пахомов — о лучшей «мягкой силе» Индии
Индия отметила первый в истории Международный день йоги. Ближайшая цель — подарить ее всему миру
Самая большая демократия мира, как любят называть себя индийцы, уже несколько месяцев живет йогой. Ею наперегонки занимаются студенты и школьники, чиновники и религиозные деятели. Йогины собираются на стадионах и во дворах, на площадях и на городских газонах. Знание асан (поз) демонстрируют и индусы, и мусульмане, и сикхи, и даже индийские христиане. Упражнениями занимаются и в небесах — государственная авиакомпания AirIndia обязала своих пилотов и стюардесс пройти спецкурс йоги.
Все это неспроста: первый в истории Международный день йоги премьер Индии назначил на 21 июня. Эмблему Дня йоги — сидящей человеческой фигуры и земного шара — задолго до этого можно было обнаружить повсюду. А в этот исторический день прошло и самое массовое занятие йогой, достойное Книги рекордов Гиннесса. Номер "Огонька" был подписан раньше, но можно не сомневаться: план властей удался.
Страна, кстати, воспринимает этот ажиотаж как большую победу. Решение отмечать ежегодно Международный день йоги было принято Генассамблеей ООН в декабре 2014-го — по предложению индийского премьера Нарендры Моди, который по этому случаю объявил йогу индийским подарком миру. Несколько раньше, в ноябре, в правящем кабинете даже появился новый пост министра йоги и аюрведы. Власти страны, которая намерена к середине столетия войти в число сверхдержав, серьезно заняты укреплением образа Индии и все чаще говорят о "мягкой силе", которую можно использовать с этой целью. А поскольку йогой, по разным данным, в той или иной степени занимаются в большинстве государств мира, столь серьезный ресурс Нью-Дели, конечно, хочет использовать.
Министр иностранных дел госпожа Сушма Сварадж пошла еще дальше, объявив, что йога — это "лучшая "мягкая сила", которой обладает Индия" (выделив ее тем самым среди других "мягких сил", которые имеются в арсенале, включая традиционное медицинское искусство — аюрведу и Болливуд). Власти не устают повторять, что заниматься "этими упражнениями не слишком сложно" (начальный уровень доступен всем, невзирая на возраст и физическое развитие), полезно, а главное — модно.
Другое дело, что охватившая страну йогамания имеет и обратную сторону. В местных СМИ, к примеру, иронизируют, что к разным направлениям йоги — хатха-йоге, раджа-йоге, агни-йоге и прочим — следует добавить еще и "бабу-йогу" (от "бабу" — "начальник", так здесь называют чиновников). Обсуждают, какой министр в состоянии без вреда для здоровья принять хоть какую-нибудь асану. Но главное, серьезно спорят о том, какую, собственно, йогу Индия собирается подарить миру?
"Слишком сложно для неиндуса"?
Что такое йога — ответить не так просто, как кажется. В самой Индии мне это всякий раз объясняли по-разному, а один гуру и вовсе сказал: "Настоящая йога — это слишком сложно для неиндуса". При этом в Нью-Дели я не раз своими глазами видел приглашения на курсы по этому "недоступному" занятию, адресованные всем подряд.
Что же касается "настоящих йогов", то впервые я их увидел в Ришикеше — горном городке на берегу Ганга, который считают одним из центров "духовных знаний". Именно здесь был расположен ашрам (обитель) духовного учителя Махариши, где некогда постигали "высшие знания" участники легендарной группы The Beatles на волне увлечения Востоком, столь распространенного в годы хиппи-бума. Долго они, впрочем, не выдержали и уехали. Но в этом городке есть масса других ашрамов. Здесь-то я и встретил группу молодых людей, сидящих на берегу живописной реки в живописных позах. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что значительная часть этих йогов — явно приезжие с Запада.
Уже потом я встречал и других йогинов, в том числе и "мудрецов", смотрящих на солнце выжженными белесыми глазами, что должно доказать их "продвинутость". И тех, кто часами сидит, уставившись в одну точку, демонстративно не обращая внимания ни на что вокруг. Словом, йога не едина, в ней масса школ и тьма направлений: один их перечень займет полстраницы. К тому же учение обросло (и продолжает обрастать) массой легенд, мол, йоги в древности могли левитировать — летать без технических приспособлений, видеть предметы, находящиеся за стеной, становиться невидимыми и т.п. Помните? "Говорят, что раньше йог мог ни черта не бравши в рот — год..."
— На самом деле йоги в древней ведийской Индии не было — ведийская культура ее не знает, хотя само слово там встречается, но имеет несколько иное значение. Корень "юдж", от которого происходит это слово, санскритский, его можно перевести как обуздание, воспитание или даже самовоспитание,— объясняет "Огоньку" известный индолог Александр Дубянский из Института стран Азии и Африки МГУ.
Таким образом, йога — результат слияния нескольких культур: и пришлых ариев, и аборигенов. Возможно, определенное влияние оказала и древняя культура Мохенджо-Даро, оставившая нам развалины величественных городов. На этом культурном и религиозном стыке появляется идея, что в человеке есть некая уникальная энергия, которую можно выделить путем определенных действий, управлять ею и использовать так, чтобы заставить работать на высшую цель.
— Эта высшая цель — "мокша", освобождение от бесконечной череды перерождений, в которую верили и верят индусы, а значит, и освобождения от бесконечной череды страданий — ведь душа постоянно перерождается из тела в тело,— отмечает Александр Дубянский.— Йога — это самовоспитание, от которого зависит и духовное состояние, без чего, считают йогины, "мокша" невозможна. Только вряд ли сегодня многочисленные посетители секций йоги ставят перед собой столь далеко идущие метафизические цели.
Кстати, этот корень "юдж" сохранился в других индоевропейских языках, например, в английском yoke ("ярмо") или в русском "иго". Словом, чтобы дойти до вожделенной "мокши" и "соскочить" с колеса бесконечности, надо самому накинуть на себя ярмо, чтобы постоянно практиковаться. Для начала придерживаться правильного поведения (не делать грешных вещей), уметь сосредоточиваться, правильно дышать и принимать правильные позы — асаны, которые и призваны помогать сосредоточению, управлению дыханием и энергетическими потоками.
К слову, воины Александра Македонского, которые пришли в Индию в IV веке до нашей эры, уже видели и "смотрящих на солнце", и "аскетов", сидящих в различных позах, отказывавшихся от ненужных "благ античной цивилизации". Македонцы назвали их гимнософистами (обнаженными философами). А во II или III веке уже нашей эры мудрец Патанджали составил "Йога-сутру" — "библию" многих йогинов. Вероятно, сам Патанджали прекрасно умел владеть своим телом — во всяком случае, изображают его в виде человека с телом змеи.
Но если отвлечься от сложных лабиринтов индийской философии, весьма пестрой религии и непростой метафизики, йогины сформировали уникальный психофизический комплекс.
— Их несомненная заслуга в том, что они первыми посмотрели на человека не как на набор костей, мышц, плоти, а как на единое существо, у которого физическое неразрывно связано с духовным, тело — с психикой и разумом. В Европе, где всегда строго отделяли душу от тела, к этому пришли значительно позже,— напоминает Александр Дубянский.
Могли ли древние йогины летать? Становиться невидимыми? Проходить сквозь стены, как об этом рассказывает, к примеру, индийская средневековая литература? Убежден, что могли! Только в своем собственном мире, в царстве медитативных грез, куда они уходили для соединения с Абсолютом. Многочисленные попытки еще британских колонизаторов найти реальные подтверждения левитации и прочим чудесам успехом не увенчались. А искали серьезно!
Да что там британцы! Один известный индолог как-то рассказывал студентам ИСАА (в том числе и автору этих строк), что в еще далекие 1960-е, когда Москва задружилась с Нью-Дели, ему довелось быть переводчиком в группе экспертов, направленных в Индию "соответствующими органами", чтобы разобраться, что является истиной в рассказах об индийских чудесах. Вывод был схожий: легенды сильно приукрашивают реальность.
При этом никто не спорит, что продвинутые йогины, хотя чудес и не совершают, и впрямь многое могут: управлять эмоциями, почти не чувствовать боли, подчинять себе тело и т.п. За века практики, которой Европа не знала, индийцы действительно сделали массу открытий. В частности, открыли комплекс поз, дыхательных и физических упражнений, которые имеют серьезный терапевтический эффект. Собственно, именно этот комплекс Индия в первую очередь и предлагает миру.
Гимнастика с перчиком
В Европу рассказы о чудесной Индии, левитации, факирах, заклинателях змей и, конечно, о йогах пришли вместе с торговцами пряностями и другими диковинными товарами. После того как в 1498 году Васко да Гама проложил морской путь к Индостану, эта земля стала символом чудес Востока. О ней сочиняли легенды, писали романы и оперы.
Что же касается индийской философии и эзотерической практики с ароматом восточных пряностей, то интерес к ним резко вырос на Западе в XIX веке. Про йогу тоже узнали, но поначалу она была уделом единиц. Тогда же на Запад впервые поехали индийские философы и мыслители, которые пропагандировали индийскую цивилизацию. Одним из первых был знаменитый религиозный общественный деятель Свами Вивекананда, который в 1890-е проехал с лекциями США и многие европейские государства. В 1875-м возникло теософское общество, основатель которого, Елена Блаватская, уверяла, что установила контакт с загадочными индийскими мудрецами-махатмами, живущими в священной стране Шамбале. Словом, каждый нашел свое: европейские философы познакомились с интересной и действительно глубокой индийской философией, а любители экзотики получили свою порцию восточных тайн.
Но настоящий бум грянул после Второй мировой войны, особенно в эпоху хиппи. Длинноволосые искатели истины вызвали к жизни в Индии немало скандально известных духовных учителей, готовых обучать западных молодых людей "эзотерическим истинам" за приличную плату. Без скандалов не обошлось. Тот же Махариши, в ашраме которого успели поучиться The Beatles, Донован, Мерв Грифин, Майк Лав из The Beach Boys, молодой Дэвид Линч и прочие звезды 1960-х, покинул Индию из-за обвинений в неуплате налогов и целиком перенес свою деятельность на Запад.
Мода модой, но на волне этого спровоцированного интереса в мире куда более широко познакомились и с реальными достижениями индийской цивилизации. Вскоре на улицах американских и европейских городов стали появляться молодые люди, сидящие на ковриках в сложных позах. Мир открыл йогу, причем для масс, а не только для избранных.
Сегодня на Западе уверены, что знают о йоге решительно все — печатают многочисленные пособия, снимают учебные фильмы, широко преподают. Но удивительнее всего другое. Вскоре йога вернулась с Запада на индийские улицы. "Никогда в прошлом, ни в эпоху Гуптов, ни во времена Великих Моголов индийский средний класс, какие-нибудь писцы и чиновники, не сидели на улицах в позе лотоса, а крестьяне не стояли массово на голове",— иронизирует мой индийский приятель Бхану.
В самом деле, все сложные йогические практики были уделом профессионалов, отшельников — садху, саньясинов. Теперь же у индийского среднего класса принято посещать такие секции прежде всего для терапевтического эффекта, а не для поисков просветления. А это явно западное влияние.
Тем временем в мире йога уже превратилась в большой бизнес с многомиллионным оборотом. Многие известные в Индии учителя перебрались в Европу и США или регулярно наезжают туда с выездными лекциями. Появилось множество фирм, производящих аксессуары для занятий йогой — от модных ковриков до одежды. На Западе теперь учат таким видам йоги, о которых в самой Индии и не слыхивали. Вот только некоторые: йога-аэробика, рок-н-ролл-йога (йога под рок-музыку), шоколадная йога и даже эротическая йога голышом и тому подобное.
— В Индии есть древняя традиция отношений ученика и учителя — это сложный процесс передачи знаний, важная часть культуры. Это передача знаний глаза в глаза, душа в душу. А у вас учат как на конвейере. Так нельзя научить! — убеждал меня индийский журналист Пандеи.
Эту точку зрения сегодня разделяют многие известные в Индии гуру. "Мы должны использовать День йоги, чтобы объяснить людям, что йога не ограничивается лишь ее физической частью. Мы должны рассказать о ее глубине",— призывает известная женщина-учитель йоги Шармила Махеш.
А вот мой приятель Бхану настроен не столь радикально.
— Если человек будет регулярно вставать на гимнастический мостик, это ему только на пользу,— говорит он.— И не важно, как называть эту позу — "мостик" или йогическая "чакрасана". Правда и то, что разные люди приходят заниматься с разными целями, но в конце концов сами древние мудрецы говорили: у каждого своя йога.