"Раздавать листовки в местах гнездования велосипедистов куда разумнее, чем вводить экзамены"

В Петербурге один из депутатов Законодательного собрания предлагает ввести для российских велосипедистов сдачу экзамена и получение прав. Это крайне интересует журналиста Дмитрия Губина, передвигающегося и по Петербургу, и по Москве на велосипеде.

Фото: Фото из личного архива Д. Губина

Предложение ввести права для велосипедистов исходит от депутата, который в сегодняшней России является чем-то средним между Пуришкевичем и клоуном Макдональдом, — на исходящие от него репризы можно внимания и не обращать. Однако моя жена, которая не умеет водить велосипед, зато водит машину, всерьез говорит, что от расплодившихся велосипедистов в этом году не стало житья: ездят абы как, лезут под колеса. Меня же, прочно пересевшего на велосипед, пугают автомобильные нравы: в Москве меня чуть не впечатали в бордюр, а в Питере дважды — в поребрик.

Чего вы хотите? Платные парковки, эвакуаторы, пробки, здоровый образ жизни и битва за экологию сделали свое дело: мы, велосипедисты, действительно плодимся, как кролики. Но велодорожек в стране нет, а там где есть — нет к ним привычки. Девицы, гуляющие с йоркширами по велодорожкам парка Горького, вызывают ярость не у одного меня. Все как в начале автомобильного века, когда на дороге смешивались в кучу кони, люди, моторы.

Отстрел велосипедистов посредством лицензирования действительно соблазнителен: когда-то угроза лишения прав отучила российских водителей выезжать на "встречку". Однако там речь шла о смертельно опасных лобовых столкновениях. С велосипедистами, пугающими прохожих на тротуарах, ситуация другая. Хотя получить удар от "железного друга", как и сверзиться с него головой, — хорошего тоже мало.

Финны, например, приучая наших велосипедистов к строгим местным правилам движения (там всюду велодорожки), выдавали велошлемы в прокате бесплатно. Российских же автомобилистов на границе снабжали симпатичной брошюркой "Особенности национальной езды". Сегодняшний обязательный ближний свет фар слизан нами у скандинавов: его первыми переняли европеизированные петербуржцы, и только потом это стало законом. Поэтому раздавать смешные листовки в местах гнездования велосипедистов куда разумнее, чем вводить экзамены или размещать, как сегодня в Питере, унылые казенные билборды типа: "Велосипедист! Красный свет для тебя тоже!". Доброжелательная "мягкая сила" эффективнее запрета в тех случаях, когда речь не идет о катастрофе. Скажем, на "Фонтанке.ру" я прошел смешной тест на знание ПДД для велосипедистов, получил "двойку", устыдился — и теперь учу правила.

Несмотря на то, что устыдить Смольный либо мэрию Москвы отсутствием велодорожек у меня шансов нет.

Вся лента