"Инстаграмы убили фотографию"

Поклонники "инстаграма еды" возглавили рейтинг самых раздражающих туристов. Список составил популярный западный туристический сервис Teletext Holidays. Также выяснилось, что отпускникам не по душе дети с гаджетами и селфи-палки. Ведущий "Коммерсантъ FM" Максим Митченков обсудил эту тему с художником с Андреем Бильжо, писателем и ресторатором, а по образованию — психиатром.

Фото: Виктор Бойко, Коммерсантъ

В топ-10 самых неприятных туристов также попали громко говорящие по Bluetooth, люди, которые включают свой телефон и начинают активно разговаривать сразу после приземления самолета, а также "социальные сталкеры" — попутчики, которые познакомились с вами две минуты назад и уже отправляют предложение о дружбе в соцсетях.

— Где вы сейчас?

— Нахожусь в аэропорту Марко Поло, улетаю из Венеции в Неаполь, вокруг меня люди с разными гаджетами, играющие.

— Они вас не раздражают?

— Ужасно раздражают, и никуда не могу от этого деться, иногда просто хочется ребенку дать в лоб щелбан. Когда он играет и издает эти звуки "пиу, пиу, пиу, пу, пу, пу" — это кошмар, это просто кошмар.

И вообще социальные сети — это какой-то бесконечный кладезь для написания диссертаций, изучения психологами и социологами человечества, потому что это потрясающе. Я никак не могу понять, для меня это абсолютная загадка: обладая образованием и проработав 15 лет психиатром, я никак не могу понять, почему люди фотографируют еду, никак не могу понять, это загадочная штука.

Они выкладывают это и делятся: "Вот это я буду есть, а это я уже съел и грязная тарелка". Это какой-то кошмар. Какие-то психологи, психиатры объясняли это: "Ну как же — писали натюрморты, писали портреты, автопортреты, смотрели в зеркало". Никакой связи с этим, друзья мои, нет, потому что натюрморт — это произведение искусства, поймите это, натюрморт с ежевичным пирогом Хеда или натюрморты Снейдерса, которые висят в Эрмитаже, — это совсем другое дело, это вечное.

— А работа повара не считается искусством? Ведь он тоже творит, можно сказать, красивое блюдо.

— Конечно, работа повара — это абсолютное кулинарное искусство, и целое, и часть — это не только приготовить вкусно, но и украсить тарелку, и сделать это красиво, безусловно. Но то, что выкладывается в социальных сетях, не имеет никакого отношения к этому искусству, показывают не красоту, а акцент ставится совсем на другом: "Это я буду есть, это я съел". Не то, что поделиться: "Посмотрите, как красиво". Нет, там я ни разу не видел произведения искусства в этих инстаграмах, совершенно нет.

И потом, потрясающие вещи: дети, которые не смотрят вокруг себя, и взрослые в том числе. Смотрите, я как-то писал, как девушка сидела в красивейшем месте в Венеции, вокруг невероятная красота, она туристка, приехала на несколько дней и вместо того, чтобы поглощать глазами эту красоту, она сидела, уткнувшись в планшет, и что-то там кому-то писала, что-то читала. А вокруг нее были каналы, была невероятная красота, которую писали художники эпохи Возрождения и потом фотографировали на протяжении столетий, восхищаясь этой красотой, — ничего этого она не видела. Я наблюдал за ней очень и очень долго специально. Я-то видел эту красоту, я это знаю, а она, может быть, тоже знает, может, ей все это надоело ужасно, но это какая-то невероятная загадка.

И продажа этих палок. Палки продаются в Венеции на каждом шагу, на каждом мосту ходят китайцы, люди разных других народов и рас и продают эти бесконечные палки. И эти люди, прикрепив свой гаджет к палке, себя фотографируют, снимают и тут же отправляют в Facebook. Это для меня тоже абсолютная загадка. Неужели человек так себя бесконечно любит? Я не могу это понять, честно, Максим. Для меня это загадка. Я себя люблю, но не до такой степени, чтобы делиться с незнакомыми мне людьми своей физиономией на фоне того или иного дома, здания, тарелки, подушки, в аэропорту, в самолете, в помойке. Это какая-то невероятная загадка. Но как с этим бороться, я совершенно не знаю.

— Но вы же когда находитесь где-то в другой стране или в другом городе, у вас же бывают моменты, когда вы просите, например, другого человека вас сфотографировать, хотите получить хорошие фотографии. Просто здесь люди не хотят никого просить, купили себе палку.

— Максим, не поверите, я за всю свою жизнь ни разу никого не просил меня сфотографировать и никогда себя не снимал. Все фотографии, на которых я фигурирую, это случайные общие фотки. Но где я один на фоне чего-то, у меня таких фотографий просто нет. И мне как-то на это давно наплевать.

Но кажется, что все эти инстаграмы убили фотографию вообще. Раньше фотографии были в альбомах, ты их листал. Сейчас я разбираю архивы, эти старые фотографии, их было не так много. Сегодня это бесконечная бездна, и я с трудом представляю себе человека, который достает диск или флешку, вставляет ее и всей семьей смотрит на экране, каким он был или какими они были где-то в Барселоне, в той же Венеции, в Париже. Трудно себе это представить.

Эта культура ушла и переродилась в какую-то другую, абсолютно помоечную. Простите, что ругаюсь. Будьте здоровы, держите себя в руках, когда вы держите в руках эти отвратительные гаджеты, используйте их, пожалуйста, по назначению. Лучше узнать что-нибудь новое, как в энциклопедии. Вот только так, только так, друзья мои, и никак по-другому.

Вся лента