Чем спортивный канал поможет российским футбольным клубам
"Газпром" создает телеканал для физкультурников, но параллельно сможет помочь еще и профессиональным футбольным клубам с соблюдением финансового фейр-плея.
В конце июня СМИ начали шумно обсуждать покупку холдингом "Газпром-медиа" у ВГТРК эфирных частот спортивного телеканала "Россия 2" за 9,3 млрд руб. Поручение создать общедоступный спортивный канал дал президент РФ Владимир Путин по итогам последнего заседания Совета по спорту. Ответственным за исполнение назначен премьер Дмитрий Медведев. ВГТРК обязали передать частоты до 1 августа 2015 года, а начать работу новый канал должен 1 сентября.
Официально цель этой операции — создание общедоступного канала не только и не столько о спорте, сколько, как выразился председатель правления "Газпром-медиа" Дмитрий Чернышенко, "о здоровом образе жизни". При этом, по его словам, холдинг планирует стать "единым окном", через которое в России будут закупать права на показ международных соревнований. Крупный опт на любом рынке позволяет выторговать значительную скидку, так что "Газпром-медиа" неплохо сэкономит. Опять же, под социальную функцию пропаганды физкультуры и спорта можно получить какое-то дополнительное финансирование от государства в той или иной форме.
Однако не исключено, что одна из главных целей вышеописанных действий — спасение российских футбольных клубов от финансового фейр-плея. Речь идет о требовании УЕФА к клубам тратить столько денег, сколько они зарабатывают. Тех же, кто нарушает эти правила, наказывают разными карами в виде штрафов или запретов заявлять новых игроков для участия в еврокубках. После того как в середине июня УЕФА решил исключить московское "Динамо" из лиги Европы, российским футбольным функционерам стало понятно, что шутить с нами никто не собирается.
Не секрет, что российские футбольные клубы убыточны, значит, соблюдать правила финансового фейр-плея им крайне тяжело. Клубам из нижней части турнирной таблицы, которые не претендуют на участие в еврокубках, задумываться об этом не обязательно, поскольку УЕФА может воздействовать только на команды, участвующие в турнирах, проводимых под ее эгидой. А вот для тех, кто борется за верхние строчки, это может стать серьезной проблемой.
Ключевым моментом в поручении президента был пассаж, сообщавший, что на базе канала следует создать "единую эффективную систему закупки и реализации прав на телетрансляцию спортивных состязаний". Про права на трансляции иностранных соревнований Дмитрий Чернышенко все объяснил. Интересно, о чем он умолчал.
Российские руководители футбольных клубов не раз сетовали, что телеканалы слишком дешево покупают у РФПЛ права на телетрансляцию. Вот, например, английская премьер-лига продала эти права британским медиахолдингам Sky и BT на три сезона (начиная с чемпионата 2013-2014 годов) более чем за £3 млрд. Плюс иностранные телекомпании заплатили около £1,5 млрд. Плюс ВВС отдельно покупает право на показ самых интересных моментов каждого тура. Таким образом, общая сумма за три сезона приближается к £5 млрд. Имея такие доходы, английские клубы могут себе позволить заплатить €40 млн за игрока вроде Серхио Рамоса (столько, говорят, предлагает "Реалу" "Манчестер Юнайтед"), и не беспокоиться о финансовом фейр-плее.
Сумма последнего контракта Российской футбольной премьер-лиги с "НТВ-Плюс", принадлежащей все тому же "Газпром-медиа", за три года составила, как и в Англии, около 3 млрд, но только рублей. При этом "Динамо", исключенное из еврокубков на один сезон за несоблюдение финансового фейр-плея, купило у марсельского "Олимпика" игрока сборной Франции Матье Вальбуэна за €7 млн. А "Зенит" заплатил португальскому "Порто" за игрока сборной Бразилии Халка €60 млн.
В связи с этим не тревожиться по поводу фейр-плея трудно. С деньгами у ведущих российских клубов проблем нет — акционеры дадут сколько надо. Только европейские футбольные чиновники не считают средства из этих источников приемлемым для фейр-плея заработком и вычитают их из доходов команды. Так, УЕФА зачел "Динамо" как рыночный доход только 10% стоимости контракта клуба с ВТБ (полная цена 4 млрд руб.).
Выход из ситуации был найден еще в 2010 году, когда президент "Зенита" и одновременно глава "Газпрома" Алексей Миллер выступил с идеей объединенного чемпионата России и Украины. Предполагалось, что права на телетрансляцию этого чемпионата купит "Газпром" за $1 млрд. В результате ведущие российские и украинские клубы вполне вписывались бы в рамки финансового фейр-плея. По понятным причинам этот проект не реализовался и уже не реализуется. Но зачем же пропадать хорошей схеме, к которой ни один европейский футбольный чиновник не сможет придраться? А уж как с "Газпромом" расплатятся ВТБ, РЖД и прочие владельцы клубов, заинтересованные стороны придумают.