Онлайн-месть затравленной школьницы

Оценят ли российские зрители голливудский дебют Левана Габриадзе

В российский прокат выходит очередной американский проект студии Bazelevs — молодежный хайтек-хоррор "Убрать из друзей". Фильм снят в жанре онлайн-мокьюментари: на экране только открытые окна программ на компьютерном дисплее.

ВЛАДИМИР БОРОВОЙ

На экране — окна с сеансами видеосвязи, текстами в мессенджерах, страницами в веб-браузере. Создатели картины рассказывают довольно стандартную для подростковых слэшеров историю о том, как призрак затравленной одноклассниками школьницы расправляется с обидчиками. Обращение к интернету сделало свое дело: предельно дешевый проект (бюджет всего $1 млн) стартовал в США в апреле, успел выйти еще в ряде стран и к настоящему моменту уже может похвастаться $45,5 млн в кассе — коэффициент кассового успеха (ККУ) можно легко вычислить. На заработках отразилась грамотная маркетинговая кампания, проведенная, понятное дело, в интернете: например, международный трейлер в Twitter за первый день удостоился почти 262 тыс. публикаций.

Критики постановку в целом одобрили, отметив остроактуальную тему "кибербуллинга", виртуального террора человека группой лиц. Если к чему придирались, так это к известному количеству шаблонов, избежать которых в этом жанре удается единицам, а также к тому, что зачастую фильм не столько пугает, сколько беспокоит. Попробуйте, говорят, простоять час с лишним за плечом у человека, который беспрестанно лазает по сайтам и участвует в нескольких текстовых и видеобеседах,— без всякой расчлененки затошнит. А обозреватели тематического блога Horror Homeroom высказались в том духе, что фильм как ужастик совершенно никакой, но от живописания подростковой беспринципности и аморальности берет неслабая жуть — возможно, у авторов так вышло случайно. При этом все отметили инновационный подход и грамотную работу с технологиями. По мнению одного из продюсеров, Тимура Бекмамбетова, все больше будет появляться проектов, эксплуатирующих онлайн-пространство, и, похоже, наш соотечественник намерен внести в это посильную лепту, подписавшись продюсировать сиквел.

"Убрать из друзей" стал дебютом в США режиссера Левана Габриадзе, выходца из СССР, известного почти каждому жителю Союза по роли скрипача Гедевана из культовой картины Георгия Данелии "Кин-дза-дза!". В 1990-м Габриадзе уехал в США, получил образование в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, в 2000-м перебрался в Москву, стал снимать рекламные ролики для "Базелевса", к 2010-му добрался до первой полнометражной работы — "Выкрутасы" с Константином Хабенским, Иваном Ургантом и Миллой Йовович. Особо теплых слов от критиков режиссер не дождался, но смог отбить бюджет в $7,8 млн и даже кое-что заработать, итоговые сборы составили $12,86 млн (ККУ 1,6). Габриадзе участвовал в новогодних альманахах "Елки-2" и "Елки-3", с финансовой точки зрения безупречных. Да и его возвращение в американскую киноиндустрию явно задалось: конечно, можно дождаться окончания проката, но уже сейчас ясно, что Габриадзе претендует на место в топ-5 самых успешных российских режиссеров в Голливуде.

Собственно, список тех, у кого получилось хоть что-то заметное, чрезвычайно короток, и на пятой позиции держится прошлогодний американский дебют Сарика Андреасяна "Ограбление по-американски" с Хейденом Кристенсеном и Эдриеном Броуди. Режиссер ремейка "Служебного романа" и прокатного хита "Беременный" пока показал свое творение стоимостью $10 млн только в России, собрав $2,23 млн, а в США картина выйдет лишь в середине июля, и релиз будет предваряться обкаткой на сервисах Video-On-Demand. Поэтому ККУ пока провальный — 0,22, но, возможно, ситуация поправится, хотя уже очевидно, что "Убрать из друзей" уберет и "Ограбление..." из пятерки. Произойдет это, скорее всего, за счет того, что фильм Габриадзе потеснит с четвертого места "Дом из песка и тумана" Вадима Перельмана. Экранизация одноименного романа Андре Дюбю, снятая в 2003-м с участием Дженнифер Коннелли, Бена Кингсли и Шохре Агдашлу, стоила создателям $16,5 млн, заработала $16,9 млн (ККУ 1,02). Зато принесла актерам и композитору номинации на "Оскар", а режиссеру-дебютанту, выходцу из советского Киева,— признание в кинокругах, благодаря чему в 2013-м он снял рейтинговый телесериал "Пепел" для канала "Россия".

На третьей позиции — неудачный опыт взаимодействия советского режиссера Андрея Кончаловского с миром наживы и чистогана, воплощенном в продюсерах картины "Танго и Кэш". Криминальный комедийный боевик с Сильвестром Сталлоне и Куртом Расселом вышел боком и режиссеру (читайте его книгу воспоминаний "Низкие истины"), и киностудии. Несуразности в сюжете и другие производственные дефекты, возникшие из-за замены Кончаловского после трех месяцев съемок другим специалистом, не дали $55-миллионному проекту толком заработать. Прокат принес всего $63,4 млн, что дает откровенно жалкий ККУ 1,15.

До второго места добрался самый свежий релиз в рейтинге, фэнтези-постановка Сергея Бодрова "Седьмой сын", где снялись Джефф Бриджес и Джулианна Мур. При внушительном бюджете $95 млн из мировых кинотеатров удалось выудить только $110,6 млн. Учитывая затраты на раскрутку, ККУ 1,16 следует признать явно недостаточным.

Фактически единственным примером успеха российского режиссера на калифорнийских просторах следует считать обладателя первого места — фильм "Особо опасен" 2008 года в исполнении Тимура Бекмамбетова. Вольный кинопересказ комикса при участии Моргана Фримана и Анджелины Джоли был снят за умеренные $75 млн, а сборы составили $341,4 млн, чего хватило на крепкий ККУ 4,55. Характерно, что разрешение на съемку сиквела Universal Pictures выдала сразу, но Бекмамбетов до сих пор не отыскал достойного сценария, так что вторую часть "Особо опасного", похоже, придется ждать долго.

Вся лента