"Группа лиц пытается окрасить трагедию в метро в цвета коррупции"

Причиной аварии в московском метро в прошлом году стало желание выгоды вопреки безопасности пассажиров. К такому выводу пришли в Следственном комитете. Член палаты адвокатов Москвы Артур Айрапетов ответил на вопросы ведущей "Коммерсантъ FM" Светланы Токаревой.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

По словам официального представителя ведомства Владимира Маркина, авария произошла из-за "фактического "сращивания" ряда лиц из числа руководства ГУП "Московский метрополитен" с представителями строительных организаций, осуществлявших работы на объектах метрополитена". 15 июля 2014 года около 8:30 на перегоне тоннеля между станциями "Парк победы" и "Славянский бульвар" три вагона электропоезда сошли с рельсов. В результате аварии погибли 24 человека, 188 получили телесные повреждения различной степени тяжести.

— Расскажите, пожалуйста, что это за термин "сращивание", что он означает на юридическом языке?

— Я не совсем понимаю, о чем говорит господин Маркин, потому что подобного состава в Уголовном кодексе Российской Федерации не существует. Другое дело, что идет речь о нарушении правил безопасности в метрополитене. Это совершенно другая статья, сейчас 286-я статья, и именно по этой статье предъявлено обвинение всем фигурантам указанного дела. Все остальное — это просто домыслы господина Маркина.

— В частности, он также заявил, что обвиняемые руководствовались личной выгодой вопреки личной безопасности пассажиров — также такой статьи нет у нас в Уголовном кодексе?

— Господин Маркин не говорит, а фактически зачитывает обвинительные заключения дела, которого еще не существует, поэтому это вызывает определенные вопросы не только у меня, а у всего адвокатского сообщества. В данном случае идет речь о том, что он просто придает определенную значимость этому делу с точки зрения какой-то коррумпированной составляющей, но эту коррумпированную составляющую необходимо сначала доказать, предъявить обвинения, а обвинения предъявлены лишь тем лицам, в чьи должностные обязанности входили в том числе эксплуатация указанного участка метрополитена, содержание его в нормальном рабочем состоянии. Что касается директора метрополитена, мне эта информация неизвестна ни через СМИ, ни через социальные каналы, ни через господина Маркина.

— То есть юридическому сообществу непонятно заявление Маркина.

— Причем это не в первый раз.

— Как мы должны интерпретировать эти заявления и какие делать выводы?

— Можно делать выводы такие, что какая-то группа лиц пытается окрасить указанную трагедию в определенные цвета коррупции. Да, мы все прекрасно понимаем, что такое вполне возможно, что это достаточно частое явление, тем более в таких крупных организациях, как метрополитен. Но в данном случае хотелось бы увидеть какие-то уголовные дела, может быть, какие-то конкретные доказательства того, что, грубо говоря, какие-то должностные лица метрополитена были связаны с кем-то из подрядных организаций. Где доказательства этому? Где какие-то уголовные дела или проверка по указанному факту? Прошло уже достаточное количество времени, около года со дня этой трагедии, но мы ничего не слышали ни о каких уголовных делах по этому поводу.

— То есть получается, что Владимир Маркин говорит о факте коррупции в ГУП "Метрополитен", правильно я понимаю?

— Фактически так. Все это понимают, но почему-то мы не слышим ни о каких уголовных делах, ни о каком возбуждении уголовного дела не идет речи по данному факту. Сидят обычные ремонтники сейчас в СИЗО и ждут решения суда. Мы понимаем с вами, что эти ремонтники не могут нести никакую ответственность за коррупционные составляющие между директором метрополитена или каким-то топ-менеджментом метрополитена и подрядными организациями. Так почему же эти ремонтники сидят сейчас в СИЗО, а не представители топ-менеджмента либо указанных подрядных организаций, либо метрополитена сидят там — непонятно в таком случае. То есть господин Маркин перечит не только самому себе, но он еще перечит в первую очередь комитету, чьи интересы он представляет в СМИ.

— Да, сидят работники и начальники службы метрополитена, да, всего, если не ошибаюсь, это шесть человек. Как все вышесказанное, вот эти громкие заявления Владимира Маркина скажутся на обвиняемых, на ваш взгляд?

— Всегда все подобные заявления сказываются крайне негативно, то есть господин Маркин, когда говорит что-либо, должен дожидаться как минимум передачи дела в суд, как максимум — приговора по указанному делу в суде. В данном случае определенное воздействие на суд происходит, то есть у нас сейчас в СИЗО находятся ремонтники, те же самые ремонтники действуют по факту — грубо говоря, что им дали, они то и обследуют, они за тем и смотрят, надзирают и так далее. В данном случае получается, что топ-менеджмент метрополитена, который был связан с определенными подрядными организациями, договорился, поставил, сделал какие-то ремонтные работы, а за это должны отвечать обычные бригадиры и ремонтники, которые следят за этими путями. То есть фактически господин Маркин своими словами оправдывает этих людей, которые сейчас привлечены к ответственности, в отношении которых возбуждено уголовное дело, но при этом уголовное дело в отношении них не прекращается.

— Стоит ли ждать новых задержаний, возможно, новых арестов по этому делу, в частности, по факту этих заявлений?

— По факту заявлений точно ждать не стоит. В том случае, если будут возбуждены уголовные дела, конечно, вполне возможно.

Вся лента