От заводов к пароходам и самолетам
Маркетинг
Крупнейшая российская компания в нефтедобыче "Роснефть" является и основным продавцом моторных топлив на бирже, а также занимает первые позиции в области бункеровки и поставок авиатоплива. В перспективе "Роснефть" рассчитывает занять по этим направлениям не только треть российского рынка, но и существенно расширить географию присутствия за рубежом.
В последние несколько лет "Роснефть" активно наращивает поставки нефтепродуктов на российский рынок и за рубеж. В 2014 году компания продала в России 31,5 млн тонн и является крупнейшим биржевым продавцом моторных топлив в РФ. Так, доля "Роснефти" в продажах на бирже составила по бензинам 26%, по дизельному топливу — 30%, по мазуту — 39% от суммарного объема биржевых продаж. Также компания развивает два крупных направления сбыта: продажи авиационного и судового топлива.
Бункеровочным бизнесом занимается структура компании ООО "РН-Бункер". Компания реализует нефтепродукты производства десяти нефтеперерабатывающих заводов "Роснефти" (Рязанского, Комсомольского, Ачинского, Ангарского, Куйбышевского, Новокуйбышевского, Сызранского, Саратовского, Туапсинского НПЗ и "Ярославнефтеоргсинтеза"). Перевалка нефтепродуктов осуществляется на четырех портовых нефтебазах: на Сахалине, в Находке, в Архангельске и в Туапсе. Кроме того, под перевалку используется плавучее нефтехранилище "Белокаменка". Прямые поставки продукции с нефтеперерабатывающих заводов до портовых нефтебаз осуществляются железнодорожным, речным и морским транспортом.
Сейчас бункеровочный бизнес "Роснефти" охватывает все основные морские и речные порты бункеровки в России и ряд зарубежных направлений. Объем реализации бункерного топлива в прошлом году составил 4 млн тонн (рост на 21%). Как поясняют в компании, увеличение продаж топлива произошло за счет оптимизации операционной деятельности и расширения продуктовой линейки за счет производства судовых остаточных видов топлива на АНХК, Комсомольском НПЗ, Сызранском НПЗ и Саратовском НПЗ. "Роснефть" рассчитывает расширять свое присутствие на ключевых рынках бункеровки в России за счет продления долгосрочных контрактов с крупнейшими иностранными судовладельцами (MAERSK, CMA CGM), а также за счет заключения новых договоров c "Сахалин Энерджи", Hyundai, NYK, K-line, MOL Evergreen на пополнение запасов топлива судов в портах Дальнего Востока. В Черном море "Роснефть" ввела в эксплуатацию танкер-бункеровщик "РН Туапсе".
В компании отмечают, что основными стратегическими целями "Роснефть-Бункера" являются "занятие лидирующих позиций по объемам реализации судового топлива среди бункеровочных компаний России, а также вхождение в число лидеров мирового бункеровочного бизнеса". Компания рассчитывает обеспечить бункеровку в любом порту России и мира, активнее заниматься заправкой речных судов, расширять собственный танкерный флот и совершенствовать производственную инфраструктуру.
Компания давно настаивала на том, что заниматься бункеровкой в России должны только непосредственные производители топлива, что обеспечит уровень качества судового топлива. Независимые игроки (Российская ассоциация морских и речных бункеровщиков включает в себя помимо трех крупнейших поставщиков 35 участников, всего на рынке работает около 100 компаний) закупают топливо у мини-заводов, зачастую выпускающих нефтепродукты сомнительного качества.
Минтранс предложил усилить контроль за рынком судового топлива и внести новые поправки в техрегламент Таможенного союза. Однако никакие конкретные решения приняты пока не были и вопрос по-прежнему обсуждается.
Второе крупное сбытовое направление "Роснефти" — поставки авиатоплива — обеспечивает "Роснефть-Аэро". В 2014 году компания вышла в лидеры российского рынка по объемам реализации керосина — более 3,4 млн тонн, что составляет 30% от общего объема реализованного в России авиатоплива. "Роснефть Аэро" проводит заправки воздушных судов "в крыло" в 36 российских аэропортах, а также осуществляет операционный контроль над топливозаправочными комплексами в Шереметьево, Сочи, Красноярске, Краснодаре, Ростове-на-Дону и других городах. При этом компании приходится работать в рамках жесткой конкуренции.
"РН-Аэро" постоянно борется на тендерах с другими ВИНК. На данный момент по требованиям ФАС для увеличения конкуренции на рынке и упрощения контроля за ценами каждая нефтяная компания должна построить свой ТЗК в аэропорту. Хотя, считают в структуре "Роснефти", было бы более эффективно оптимизировать инвестиции в рамках мирового опыта, когда в аэропорту действует один ТЗК, которым в равных долях владеют НК. При этом у потребителя остается возможность выбора поставщика. Такой вариант, по мнению "Роснефти", позволяет оптимизировать в первую очередь капитальные затраты и существенно повысить эффективность ТЗК. В противном случае затраты нескольких компаний на строительство собственных комплексов в итоге отражаются на стоимости топлива.
Несмотря на сложности, 2014 год стал одним из самых успешных для "Роснефть-Аэро", в том числе за счет роста авиаперевозок в России на 10%. В перспективе компания планирует инвестировать в развитие существующих активов и новых проектов в России. На данный момент "Роснефть" проводит модернизацию НПЗ, после которой объем выпуска авиакеросина превысит 5 млн тонн в год. В целом российский рынок авиатоплива эксперты оценивают в 10 млн тонн, еще около 1 млн тонн экспортируется за рубеж. В перспективе, по их мнению, российские нефтекомпании способны увеличить выпуск авиакеросина до 13-15 млн тонн. И их главной задачей станет выход на мировой рынок сбыта.
По мнению "Роснефти", наиболее перспективными с точки зрения развития бизнеса по поставкам авиатоплива являются рынки АТР: Вьетнам, Япония, Монголия и Центральная Азия. Компания уже сейчас поставляет за рубеж как собственное, так и закупленное у других компаний топливо.
В 2014 году "Роснефть" подписала ряд контрактов, обеспечивающих ей доступ к мировому рынку. Так, компания договорилась с ShellAviation о заправке своих клиентов за рубежом в аэропортах присутствия партнера. Аналогичный контракт в конце мая "Роснефть-Аэро" подписала на поставку авиатоплива с Air BP Limited. По мнению компании, соглашение позволит "Роснефти" существенно расширить географию своей деятельности за счет большой сети реализации Air BP Global за пределами России.