Цена вопроса
Одной из главных задач Барака Обамы во внешней политике c первых дней его правления стало формирование новой системы взаимоотношений США с ключевыми партнерами как на Западе, так и на Востоке,— с Европейским союзом и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, ориентирующимися на Америку.
В связи с этим в Белом доме всерьез рассчитывали, что реализация проектов Трансатлантического партнерства (ТАП) и Транстихоокеанского партнерства (ТТП) даст США уникальные возможности решить как минимум две задачи. Во-первых, реализовать экономический курс президента Обамы внутри страны, а во-вторых, выстроить новые международные структуры, направленные на Западе главным образом против России, а на Востоке — против Китая.
Работая над проектами Трансатлантического партнерства и Транстихоокеанского партнерства, в Вашингтоне, судя по всему, имели в виду и возможности затормозить "российский поворот на Восток", активно осуществляющийся Москвой в последние годы, особенно в рамках российско-китайского стратегического взаимодействия.
Ведь не секрет, что особенно в последние два-три года Россия и США вели весьма активную борьбу на восточном направлении, соревнуясь в соблазнительных предложениях разным странам — от Индии до Вьетнама и Индонезии.
В этой ситуации конечным ориентиром для президента Обамы было создание своего рода глобального "партнерского кольца", охватывающего ключевые зоны мира с доминирующим американским влиянием.
Впрочем, как выясняется, до реализации этого амбициозного плана еще весьма далеко. Более того, Барак Обама столкнулся с серьезными трудностями, из-за чего время сейчас работает против него. Лишившись поддержки в собственном демократическом лагере, Барак Обама получил удар, которого не ждал. Так, в пылу внутриамериканской дискуссии соратники президента по партии, включая возможного будущего президента Хиллари Клинтон, невольно сыграли на стороне тех внешних сил, которые Барак Обама был намерен сдерживать с помощью ТАП и ТТП,— Китая и России.
Возникшие трудности на обоих направлениях ставят Барака Обаму в крайне непростое положение: достижение провозглашенной им цели в оставшийся период его правления становится маловероятным.
В свою очередь, России новые проблемы Барака Обамы, напротив, дают новые возможности для реализации своей концепции "поворота на Восток" — внешней политики, в которой Азиатско-Тихоокеанский регион занимает все более весомое место. Тем более что нарастание веса Евразийского экономического союза, в том числе подписание соглашения о зоне свободной торговли с Вьетнамом, дает странам региона новые ориентиры для взаимодействия с Москвой.
Что же касается американской политической элиты, то у нее, по всей видимости, нарастает желание спуститься на землю и сосредоточить внимание прежде всего на своих внутренних проблемах. Конечно, США никуда не уйдут из Азиатско-Тихоокеанского региона, но, как известно, дорога ложка к обеду. А совместного со странами АТР обеда с американским меню пока не получается.