Трубадурь в голове
Анна Толстова о «Медиа форуме» на ММКФ
«Медиа форум», параллельная программа ММКФ, посвященная пограничным с кинематографом территориям видео- и медиаарта, возвращается в кинотеатры. Работы признанных классиков и признанной молодежи покажут, как кино, в «Октябре» и «Музеоне»
Ольга Шишко, создательница "Медиаартлаб" и бессменный куратор "Медиа форума", приложила немало сил, чтобы вывести свою фестивальную программу пограничного и экспериментального "экранного искусства" из кинотеатра в выставочный зал музея или центра визуальных искусств. Поскольку именно в выставочном зале мы начинаем понимать, что это пограничное и экспериментальное, обступающее зрителя разнообразными экранами и стереоколонками со всех сторон и заставляющее его двигаться в пространстве, чем-то отличается от кино. Или не начинаем понимать, вынужденные усесться на пол темной комнаты перед одной-единственной проекцией на экране, но это непонимание и сомнение тоже продуктивны, ведь проекция того и гляди обернется абстрактным холстом или живой скульптурой, переведенными в другие медиа. Впрочем, в кинопоказах видео тоже есть смысл — по крайней мере, так каждую работу можно посмотреть от начала до конца, даже если автор и не думал требовать этого от почтеннейшей публики. И потом, участники главной программы "Медиа форума" с равным успехом показывают свои работы в музеях вроде MoMA и Стеделейк-Мюсеума и на кинофестивалях в Локарно, Роттердаме и Манчестере.
Программа эта называется "Видеопрогулка с трубадуром", поскольку посвящена синтезу искусств в видеоарте, где звук, точнее, музыка, текст и образ сливаются воедино, как в средневековой провансальской песенной поэзии, или же, напротив, диссонируют друг с другом. Конечно, из всех, чьи работы покажут в этой секции, права называться трубадуром заслуживает разве что голландский лирик Гвидо ван дер Верве: и по аристократизму своего искусства, и по универсальности таланта, ведь он, художник, композитор и спортсмен, способен и музыку к своему видео написать и исполнить, и марафон пробежать. Спортивные и музыкантские дарования Гвидо ван дер Верве продемонстрирует в фильме "Номер четырнадцать", где звучит реквием его сочинения, а в кадре сам художник-триатлонист то бежит, то мчится на велосипеде из Варшавы в Париж, преодолевая встречные реки вплавь, чтобы символически воссоединить сердце Шопена, покоящееся в костеле Святого Креста, с телом, лежащим на Пер-Лашез. Остальные — Анри Сала, Сантьяго Сьерра, Йоханна Биллинг, Яэль Бартана, Билл Моррисон, группа "Провмыза", Антон Гинзбург, Арам Карси — музыки не пишут, работают с чужими сочинениям и зачастую с найденным кино- или видеоматериалом, но объединены в "трубадурскую" программу благодаря особой роли звука в их фильмах.
Еще одной звезде "Медиа форума", пионеру и классику видеоарта американцу Гэри Хиллу, посвящена отдельная ретроспектива: покажут его основные языковедческие опыты в видео, начиная с "Электронной лингвистики" 1977 года. Текст, столь важный для Гэри Хилла, непременно звучит в работах участников программы "Говорящее кино": речь идет о закадровом тексте, будь то "кинодневники" великого экспериментатора Йонаса Мекаса, поэзия Анри Мишо в "Земле варваров" Ервана Джаникяна и Анджелы Риччи Лукки или "Манифест Унабомбера" в "Stemple Pass" Джеймса Беннинга. Что же касается секции "Большие надежды", то она представляет не столько эксперименты со звуком, сколько новое поколение художников, выращенных столичными школами современного искусства, в том числе и одноименной образовательной программой "Медиаартлаб" и галереи "Триумф". Антонина Баевер, Евгений Гранильщиков, Роман Мокров, Елена Коптяева, Саша Пирогова, Альберт Солдатов, Татьяна Ахметгалиева — их имена уже прозвучали в Москве и Петербурге, возможно, прозвучат и в большом мире искусства.
Кинотеатр "Октябрь", Летний кинотеатр "Музеон", с 21 по 26 июня. Программа на сайте mediaforum.mediaartlab.ru