Депутаты хотят служить
В областную думу внесены уточнения статуса региональных парламентариев
Вчера рабочая группа комитета по госстроительству Волгоградской областной думы рассмотрела законопроект о поправках к статусу депутата регионального заксобрания. Инициаторы разработки документа считают его необходимым для приведения регионального законодательства в соотвествие с общероссийскими стандартами. В законопроекте предлагается придать всем депутатам статус госслужащих. Кроме того, после принятия поправок дума сможет выносить коллегам «неодобрение» в случае неподобающего поведения того или иного народного избранника. Эти меры, впрочем, пока вызывают вопросы у исполнительной власти.
Депутаты регионального заксобрания приступили к обсуждению проекта закона, вносящего изменения в закон «О статусе депутата Волгоградской областной Думы». Его разработала группа парламентариев от разных фракций. Вчера проект был представлен на заседании рабочей группы комитета по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию территорий. Документ представили зампред комитета, член Центрального совета ВСМС Ирина Соловьева и председатель думской комиссии по этике Александр Осипов. Последнему, согласно новациям в законе о депутатском статусе, предстоит ответственная миссия: именно комиссия по регламенту и этике должна рассматривать вопросы парламентского реагирования на сообщения о противоправном и просто недостойном поведении народных избранников. Согласно внесенному законопроекту, дума получает возможность вынесения собственной меры воздействия — «неодобрения». Причем предлагается, что при наличии судебного акта вопрос о неодобрении будет рассматриваться обязательно, кроме того, депутатский корпус оставляет за собой право реагировать на действия коллег, не дожидаясь решений суда. Как пояснил Александр Осипов, комиссия обязана реагировать на все поступающие в ее адрес обращения. Это положение вызвало непонимание у представителя администрации Волгоградской области, который высказал предположение, что думцы пытаются частично «заменить правоохранительные органы». Такое мнение категорически отверг Александр Осипов, пояснивший, что комиссия станет лишь фильтром предварительного разбирательства «для себя», в том числе и тех случаев, которые не обязательно подпадают под букву закона, но могут получить моральную оценку как неэтичное поведение. «Если депутат, например, в публичном месте размахивает служебным удостоверением и требует принять некие действия, — пояснил Александр Осипов, — если к нам будет поступать соответствующая информация, мы должны как минимум проверить ее». Господин Осипов также пояснил, что в комиссию и сейчас регулярно сообщают о якобы имеющихся фактах злоупотреблений тех или иных депутатов. Все они, по словам депутата Осипова, являются или «наветом», или неправильной трактовкой.
Соавтор законопроекта Ирина Соловьева напомнила, что на предмет этики обязательным будет рассмотрение только по судебным решениям. «По дисциплинарным моментам были споры, и все пришли к выводу, что конечную оценку дают люди, которые избирают депутатов, — пояснила госпожа Соловьева, — мы должны сделать работу депутатов максимально открытой. Если неодобрение дума принимает, то оно будет обнародовано. За гражданами остается право отозвать депутата с округа».
Кроме этого, законопроект предполагает ответственность депутата за неисполнение им депутатских обязанностей. В случаях нарушения депутатом норм регламента, а также невыполнения решений и поручений, данных ему в пределах полномочий думой, а также комитетом или комиссией, регпарламент также вправе выразить свое неодобрение. Комиссии по противодействию коррупции предписывается выяснять факты недостоверного предоставления сведений о доходах и имуществе.
Проект принципиально меняет статус областного депутата — все народные избранники становятся лицами, замещающими государственную должность Волгоградской области. Это решение должно исключить противодействие ряда депутатов, работающих на непостоянной основе (в облдуме, согласно изменениям, внесенным в прошлом году, всего 12 депутатов из 38 получают зарплату), подобное тому, что было отмечено весной этого года: во время декларационной кампании целый ряд парламентариев подавать сведения о своих доходах отказались. В их числе был и зампред думского комитета по бюджету и налогам Владимир Попов, который называет предложения коллег «странной попыткой снизить статус депутата». Кроме того господин Попов рассказал „Ъ“, что он вносил в законопроект поправки, которые должны были обеспечить каждого депутата доступом к служебному транспорту, однако его инициативу не поддержали. Владимир Попов напоминает, что в осеннюю сессию депутаты под нажимом губернатора Андрея Бочарова также приняли решение об отказе от наказов. «Вот встречаются депутаты с избирателями, а что они могут? Передать просьбу губернатору. А у него законных путей тоже немного. Что он будет, разве что „нагибать“ коммерсантов? Не вижу логики», — говорит господин Попов.
Его бывший коллега Андрей Попков, ныне возглавляющий регсовет «Деловой России» отмечает, что депутаты должны быть готовы к тому, что все будут обсуждать их доходы: «Даже, если ты получил их, не будучи думцем. Копаться будут даже в грязном белье — и это нормально, к этому нужно относиться спокойно».
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев объясняет предлагаемые изменения продолжением «процесса национализации элиты» до уровня региональных депутатов. «Понятно, что лучше, если в думе находятся люди, которым нечего скрывать от начальства и своих избирателей. Но это также означает, что они будут, скорее всего, не из бизнеса. А значит, ими будет легче управлять», — заметил политолог.