Boeing и Airbus починят по-русски
ВЭБ профинансирует строительство центра техобслуживания
ВЭБ может выделить 5 млрд руб. на строительство крупнейшего в России центра обслуживания и ремонта воздушных судов в Ульяновске. Проект существует с 2011 года и изначально предполагал участие американского провайдера техобслуживания AAR Corp., но из-за санкций компания отказалась от участия. Теперь организаторы центра рассчитывают на входящий в группу S7 холдинг "Инжиниринг" — крупнейший российский провайдер техобслуживания. Но пока и крупные авиакомпании не заявляют о готовности перейти на обслуживание в новый центр.
ООО "ААР Рус" договорилось с ВЭБом о финансовой поддержке строительства крупнейшего в России центра обслуживания и ремонта воздушных судов в портовой особой экономической зоне (ОЭЗ) в Ульяновске, рассказал "Ъ" гендиректор "ААР Рус" Мухарбек Аушев. По его словам, банк выделит долгосрочный кредит в размере почти 5 млрд руб. на создание ангарного комплекса, позволяющего обслуживать одновременно до трех широкофюзеляжных судов типа Boeing 747 и 777 или до 10-12 узкофюзеляжных машин типа Boeing 737. В ВЭБе от комментариев вчера отказались.
Ангар должен быть введен в эксплуатацию в 2017 году. На первом этапе проекта предусмотрено создание логистического центра, на втором — предприятия техобслуживания и ремонта. Господин Аушев отметил, что на мощностях комплекса планируется выполнять не только техобслуживание самолетов, но и ремонтировать компоненты, обслуживать авиадвигатели. Проект будет диверсифицирован и за счет отечественных самолетов — Ил-76, Ан-124, SSJ-100 и МС-21. Возможным профильным партнером "ААР Рус" в проекте может стать крупнейший российский провайдер — холдинг "Инжиниринг" (входит в группу S7 вместе с авиакомпанией "Сибирь"). Кроме того, к участию в проекте планируется привлечь и Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК; входит в "Ростех"), которая может помочь с ремонтом отечественных и зарубежных двигателей (CFM56). В корпорации подтвердили "Ъ", что рассматривают возможность сотрудничества с "ААР Рус", но добавили, что оценивают перспективы проекта и его экономическую целесообразность "с учетом переданных в управление ОДК авиаремонтных заводов".
Сейчас примерно 2/3 работ по обслуживанию самолетов в РФ выполняется иностранными провайдерами Lufthansa Technik (в Германии, Болгарии, Венгрии), Air France-KLM (Франция), SR Technics (Швейцария) и другими. Периодическое обслуживание узкофюзеляжного самолета (выполняется один раз в 15 месяцев) стоит $120-930 тыс. (в среднем $350 тыс.). Российский рынок техобслуживания и ремонта оценивается в $2 млрд.
Идея создания комплекса существует с 2011 года, когда американский провайдер техобслуживания и ремонта самолетов AAR решил организовать центр в России, рассказал господин Аушев. Компания--оператор проекта ООО "ААР Рус" (на 100% принадлежит самому Мухарбеку Аушеву) зарегистрирована в 2012 году. Но после введения санкций США AAR решила заморозить участие в проекте.
По оценкам Мухарбека Аушева, российский провайдер мог бы предоставлять свои услуги на 40-50% дешевле, чем иностранцы, а проект должен выйти на окупаемость через 7-10 лет. Он считает, что "российский провайдер, к тому же резидент ОЭЗ в Ульяновске, мог бы предоставлять свои услуги на 40-50% дешевле: в Европе стоимость нормо-часа работы — $80-90, в Москве — $40-50, а в Ульяновске — $30-40". Впрочем, пока с заказчиками ремонта у центра определенности нет. В "Аэрофлоте" "Ъ" пояснили, что на ближайшие три года уже составлен пул внешних провайдеров, сейчас самолеты компании обслуживаются в разных местах, в том числе в базовом аэропорту Шереметьево. В "Сибири" сообщили, что 99% работ по техническому обслуживанию и ремонту компания выполняет в холдинге "Инжиниринг" и ее "это сотрудничество вполне устраивает".
Российский рынок технического обслуживания и ремонта находится пока на этапе становления бизнеса, работающего в рамках международных стандартов, говорит Борис Рыбак из Infomost. Но доля российских провайдеров могла бы увеличиться с учетом планов чиновников перевести российский парк самолетов в российский реестр, когда российские авиационные власти будут отвечать за поддержание летной годности западных воздушных судов.