«Фронтовики» пошли за языком
ОНФ привлекут к борьбе за чистоту русской речи
В Ульяновской области к борьбе за чистоту русского языка привлекут реготделение ОНФ, чтобы «фронтовики», по аналогии с госзакупками, вели мониторинг СМИ и предавали гласности «нарушения» и «необоснованные заимствования иностранных слов». Предполагается, что инициатива будет оформлена в пилотный региональный проект, который при его успешности будет предложен для использования на общероссийском уровне.
В пятницу состоится первое заседание рабочей группы по реализации регионального проекта Ульяновской области «За русский язык». Такое поручение дал на минувшей неделе губернатор региона Сергей Морозов своему заместителю Михаилу Сычеву (внутренняя политика), а также министрам образования и культуры.
Инициативу по запуску такого «пилотного проекта» господин Морозов впервые озвучил на заседании совета по межнациональным отношениям, проходившем в рамках Пушкинских дней. «Нам нужна активная языковая политика… Русский язык давно уже превратился в фактор национальной безопасности России, и беречь его мы должны точно так же, как охраняем границы своего Отечества», — сказал губернатор, назвав поддержку русского языка «стратегическим направлением работы». Участники совещания, поддерживая губернатора, заявляли, что «за язык разворачивается политическая борьба» и необходимо «защищать русский язык от разрушающих его иностранных заимствований». Сергей Морозов предложил, по аналогии с проектом ОНФ «За честные закупки», «отслеживать необоснованное использование иностранных заимствований в текстах и документах ульяновских журналистов, чиновников, депутатов всех уровней, известных людей региона». «Перенесем акцент на чистоту русского языка в виде еженедельного или ежемесячного анализа СМИ, чтобы эксперты готовили заключение, кто плохо знает русский язык, какие журналисты, какие чиновники. Получится пилотный проект — предложим его федеральному центру, Общероссийскому народному фронту, Общественной палате», — подчеркнул губернатор.
Михаил Сычев пояснил „Ъ“, что пока еще трудно говорить в деталях, как будет выглядеть пилотный проект, «потому что нужно еще смотреть, какие механизмы можно будет использовать из проекта контроля закупок», но заметил, что «вариант общественного обсуждения нарушений надо будет использовать». Он также сказал, что, «скорей всего, надо будет скомпилироваться с народным фронтом, как это было с закупками, где этот симбиоз оказался очень эффективным». Господин Сычев предполагает, что мониторить выступления журналистов, чиновников и политиков будут обычные представители ОНФ: «Для этого не нужно быть экспертом, грамматика — что там сложного, открыл словарь и посмотрел, а эксперты нужны будут дальше. У педуниверситета хорошая база, одни из лучших в России русисты». По мнению замгубернатора, вряд ли к чиновникам будет много претензий по языку, «поскольку в целом у них не так плохо с русским, и когда был областной диктант, никто на двойку не написал». «Есть, конечно, отдельные люди и среди чиновников, и среди журналистов, у кого плохо с русским языком, поэтому все и затевается, чтобы такой категории не было», — подчеркнул собеседник. Будет ли предусматриваться какое-то наказание за нарушения, пока неизвестно — детально проект будет обсуждаться рабочей группой на следующей неделе. Но специальный сайт, где будут выкладываться все нарушения, — это уже эффективный инструмент, считает замгубернатора.
На кафедре русского языка педуниверситета „Ъ“ сообщили, что готовы сотрудничать в проекте в качестве экспертов, однако отмечают, что «это очень трудоемкая работа», «и хотелось бы, чтобы она оплачивалась», хотя не исключают, что работу им могут добавить «и в качестве дополнительной нагрузки».
В региональном штабе ОНФ инициативу губернатора «однозначно поддерживают» и готовы взяться за работу. «Вопросы необходимости борьбы за чистоту русского языка у нас уже не раз обсуждались в региональном штабе, и только общественность сможет сдвинуть это с мертвой точки. А в федеральном штабе, я думаю, нас поддержат», — сказала сопредседатель реготделения ОНФ Елена Куцына, заметив, правда: денег у общественной организации на оплату работы экспертов нет.