«Группу ГАЗ» подвела терминология
Вместо госгарантий по кредитам компания будет просить госсубсидии
«Группа ГАЗ» Олега Дерипаски из-за юридических нестыковок не смогла получить госгарантий по кредитам ВТБ и Сбербанка на 33,25 млрд руб. Правительство было готово дать гарантии общей суммой в 23,5 млрд руб., но компания до их выделения успела договориться с банками о реструктуризации кредита. Однако формулировка — «заем для реструктуризации займа» — не соответствует постановлению правительства по госгарантиям. В итоге «Группе ГАЗ» придется зайти на второй круг и просить уже не госгарантий, а госсубсидий. Правительство на замену механизма господдержки в принципе согласно.
В понедельник глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что «Группе ГАЗ» не потребуются госгарантии, которые компания планировала привлечь для реструктуризации кредита ВТБ и Сбербанка на 33,25 млрд руб. «Собственно, сами банки снизили процентную ставку и обеспечили реструктуризацию без госгарантий», — пояснил министр. В «Группе ГАЗ» подтвердили „Ъ“, что правительство и Минпромторг «рассмотрят другие варианты господдержки для снижения стоимости заемных средств».
Госгарантии компания «не сможет получить из-за формального несоответствия целей и формы кредита постановлению», регулирующему выделение этого вида господдержки, сообщили в «Группе ГАЗ». Там подчеркивают, что банки действительно «идут навстречу», чтобы оформить реструктуризацию без госгарантий, но «на фоне высокой ставки ЦБ (ключевая ставка, сниженная 15 июня на 1 п.п. до 11,5% годовых. — „Ъ“)» они не могут предложить условия, которые позволят достаточно снизить стоимость обслуживания кредитного портфеля. По данным «Группы ГАЗ», стоимость его обслуживания без учета реструктуризации выросла с 6,2 млрд в 2013 году до 10,6 млрд рублей в 2015 году. «Такая стоимость заемных средств выходит за пределы рентабельности, существующие в машиностроении», — отметили в компании. В Сбербанке и ВТБ от комментариев отказались.
«Группа ГАЗ» планировала реструктурировать долг постепенно. На первом этапе предполагалось рефинансирование части задолженности по синдицированному кредиту Сбербанка и ВТБ на 33,25 млрд руб. (взят в 2009 году для рефинансирования долгов на 39,3 млрд руб. и тоже был обеспечен госгарантиями на 20 млрд руб.). При этом заявка на госгарантии на 16,6 млрд руб. уже была подана, и на прошлой неделе Денис Мантуров заявлял, что автоконцерн получит их «в ближайшее время». На втором этапе предполагалась реструктуризация кредитного портфеля группы на 13,75 млрд руб. с госгарантиями на 6,9 млрд руб. По итогам 2014 года общий долг «Группы ГАЗ» составлял 65,8 млрд руб., чистый — 56,2 млрд руб.
Вице-президент «Группы ГАЗ» Елена Матвеева рассказала „Ъ“, что на этапе прохождения межведомственной комиссии по выделению госгарантий возникли «бюрократические сложности». Формулировка, одобренная банками, — «заем для реструктуризации займа» — формально не соответствовала формулировкам постановления правительства. По нему госгарантии можно получить лишь на развитие производства или на рефинансирование кредита. В компании посчитали, что изменение формулировок заявки или попытка скорректировать само постановление отнимет слишком много времени, и решили «добиться нужного эффекта другими методами», например, обратиться в правительство с просьбой субсидировать ставку по кредиту. «Кредит был изначально привлечен для модернизации и создания новых производств и обеспечен госгарантиями в прошлый кризис, впоследствии мы вышли из этого инструмента», — отметила госпожа Матвеева. По ее словам, сейчас банки согласились на уступки, чтобы облегчить обслуживание долга, но «этого недостаточно в условиях повышенной ставки». В «Группе ГАЗ» считают, что «цели, на которые привлекался кредит, полностью отвечают критериям привлечения господдержки в виде субсидий».
При этом госпожа Матвеева подчеркнула, что 17 февраля на антикризисной комиссии первый вице-премьер Игорь Шувалов посоветовал группе обращаться в комиссию, если заявка на госгарантии не будет соответствовать формальным критериям. В секретариате чиновника это подтвердили, уточнив, что господин Шувалов предлагал рассмотреть вопрос, «если возникнет сложная ситуация». «Группа ГАЗ» уже направила материалы в рабочую группу под председательством первого замглавы Минпромторга Глеба Никитина.