21 июня 1925 года на московские улицы выехали первые официальные такси. Служба столичного извоза началась с 30 автомобилей и разрослась до масштабной индустрии, в которой работают тысячи людей, а пользуются — миллионы. Каким было и каким стало московское такси за 90 лет — в фотогалерее «Ъ».
В 1925 году автомобили в СССР все еще были редкостью, поэтому такси многие воспринимали как аттракцион — вызывали машину, чтобы прокатиться на редком транспорте. В первой службе такси было всего 30 машин марки Renault-KZ и мощностью 28 лошадиных сил. Они были черного цвета с желтой полоской на боку. Вряд ли можно было назвать первые такси удобными: крыша у автомобилей была брезентовая, мощный вентилятор охлаждения гнал холодный воздух в кабину, и зимой шофер замерзал даже в тулупе и валенках
Фото: ТАСС
24 июня 1925 года, на третий день работы такси в СССР газета «Рабочая Москва» писала: «Требования на таксометры значительно превышают возможность удовлетворения. На многочисленные заказы по телефону гараж вынужден давать отрицательные ответы, так как свободных таксометров в гараже нет». В такси действовала сложная система тарифов, так что таксистам выдавалась «шпаргалка»: за одного пассажира один тариф, за двух — другой. В довоенной Москве 1 км проезда в такси стоил 1 рубль (в тот период проезд в метро стоил 50 коп., в троллейбусе — 40 коп.). Если пассажир уезжал за город и не возвращался, он был обязан оплатить обратный путь такси
Фото: ТАСС
В 1929 году первые Renault сменили автомобили Ford, которые начали собирать под Горьким. Для такси выбрали четырехдверный кузов — лимузин с перегородкой. Рядом с шофером сиденья не было: там оставили площадку для багажа. В пассажирском салоне помимо трехместного дивана ставили маленькое откидное сиденье на перегородке. Но эта компоновка не прижилась: пассажиров не устраивало, что нельзя ехать рядом с шофером. Новые такси Ford были двухцветные: верх бежевый, низ — темно-синий. Привыкшие к черным машинам водители прозвали Ford «сорокой»
На фото: такси ЗИС-110, выпускавшиеся с 1945 года до начала 1960-х
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
Ford был ненадежным автомобилем: он легко ломался на ухабистых московских дорогах, а при захлопывании двери часто разбивались стекла. На смену им в 1933 году пришли первые машины советского производства ГАЗ-А. Они производились на базе того же Ford, но были более надежными. ГАЗ-А стал первым такси, в котором пассажир мог сесть рядом с водителем. Развитие автопрома позволило увеличить количество машин в таксопарках: с 200 машин в конце 20-х оно выросло в шесть раз к 1934 году
С 1934 года в Москве действовала диспетчерская служба заказа такси по телефону. На вызов машина ехала с выключенным счетчиком, а пассажир выплачивал два рубля за вызов — они добавлялись к стоимости поездки. Также такси работало и по заявкам для организаций: например, инкассаторов возили такси. Среди постоянных клиентов такси были Интурист и Москонцерт, причем иностранцам обычно подавали ЗИСы. А «эмки»-такси использовали в качестве повседневного транспорта ученые, писатели, артисты, не имевшие личного транспорта, так как до войны купить автомобиль было очень сложно
Фото: ТАСС
Во время Великой Отечественной войны большинство машин ГАЗ-М1 отдали на нужды армии. В конце войны и в первые послевоенные месяцы роль такси начали выполнять водители трофейных автомобилей и шоферы служебных машин, которых прозвали «леваками». Их бизнес был незаконным, но репрессии эффекта не давали. Обрушить промысел нелегальных водителей смогло только возрождение дешевого гостакси
Фото: ТАСС
После войны начали поставлять новые автомобили «Победа» ГАЗ-М20 и ЗИС-110. Тогда же ввели специальную окраску такси — светло-серый верх и темно-серый низ, впервые появились шашки на борту и зеленый сигнал «свободен». Также в такси наконец появились отопление и багажник. Машина стала более современной и экономичной, но все равно оставалась дорогой в производстве. ЗИС-110 пытались сделать более рентабельными: сначала их пробовали применять на маршрутах от города до аэропортов, затем ЗИСы выпустили на междугородные маршруты, связавшие Москву с Владимиром, Рязанью и даже с Симферополем
Фото: Фотоархив журнала «Огонек»
С «оттепелью» в такси пришли три новых автомобиля. В 1956-м появился «Москвич-402», в парки начали поступать «Волги», появились грузовые такси. В 1968 году крыши таксомоторов окрасили в красно-оранжевый цвет. За это московские такси прозвали «красными шапками»
Фото: ТАСС
В 60-70-е годы такси в Москве и других крупных городах СССР превратилось в настоящую индустрию. В столице действовал 21 таксопарк, в каждом крупном городе страны было по несколько автопарков. В 1975 году в Москве работало 16 тыс. такси. Поймать машину стало возможно в любое время суток, действовали десятки стоянок во всех районах, работала диспетчерская вызова по телефону. Тарифы с годами повышались, но оставались доступными — на уровне 15-20 коп. за километр
Наступившая эпоха рыночных отношений разрушила систему гостакси. Автопарки разорялись, а конкуренцию такси составили «бомбилы» — водители частных машин возили значительно дешевле, их можно поймать в любом месте и в любое время. Службы такси начали возрождаться в виде частных транспортных компаний, только в Москве в настоящее время количество водителей такси превышает 65 тыс.
Фото: Коммерсантъ / Александр Вайнштейн
Высокая конкуренция привела к появлению необычных служб, таких как православное такси, социальное такси для людей с ограниченными возможностями, такси для женщин, такси для детей. Популярной стала услуга «трезвого такси» — водитель по вызову довезет автомобиль и нетрезвого владельца авто по нужному адресу. Сервис стал более доступен: машину можно вызвать по телефону, через интернет или привычно «проголосовав» на обочине
Фото: Коммерсантъ / Александр Вайнштейн
Последние годы в России большое внимание уделяется борьбе с «бомбилами» и нелегальными такси. Был принят ряд законов, регулирующих рынок перевозок, в 2011 году проблему «бомбил» власти Москвы начали решать с помощью выдачи бесплатных лицензий. С 2013 года такие лицензии можно получить только таксистам с автомобилями желтого цвета. Большую популярность обретают мобильные приложения для вызова такси – их услуги дешевле, а некоторые службы позволяют выбрать водителя и отследить его путь в режиме онлайн
Фото: Коммерсантъ / Петр Быстров
Анна Могилевская