Сезон ботаники
Екатерина Истомина о коллекции Metiers d'Art Florilege Vacheron Constantin
В этом году великая женевская часовая марка Vacheron Constantin отмечает свое 260-летие. По такому редкому случаю мануфактура представила в рамках Женевского салона высокого часового искусства (Salon de la Haute Horlogerie, SIHH) новую линейку под лирическим и исчерпывающим названием — Harmony. Дизайн этих часов основан на историческом однокнопочном "докторском" хронографе 1928 года: в коллекцию Harmony входят модели мужские, женские, со свежими, специально выполненными для данной линейки мануфактурными калибрами и различными усложнениями. Но, кроме того, традиционно часовой дом Vacheron Constantin представляет изящную, подчеркнуто деликатную лимитированную линейку часов, предназначенную исключительно для коллекционеров.
К этим знаковым собраниям относится известная серия Metiers d'Art Vacheron Constantin. В ней были флористические и анималистические этюды на эффектную, всегда выигрышную японскую тему: циферблаты таких часов Metiers d'Art были сделаны с использованием традиционной японской техники маки-е. И часы, на циферблатах которых таинственно мерцали миниатюрные экзотические тотемные маски: часовщики изготовили копии древних экспонатов из знаменитого женевского Музея Barbier-Mueller. Однако в последние годы дом Vacheron Constantin уделял много внимания именно экзотической, сочной, мощной флористике. Так, в 2013 и 2014 годах женевская марка в своих сериях Metiers d'Art в технике эмали сделала акцент на редчайших представителях универсума ботаники. Заметим в скобках, что столь популярная и востребованная сегодня среди часовщиков концепция декоративно-прикладных ремесел Metiers d'Art, воспевающая тончайший и необыкновенно трогательный ручной труд, дебютировала именно в недрах мануфактуры Vacheron Constantin, расположенной в женевском предместье План-лез-Уат.
В линейку Metiers d'Art Florilege, представленную в январе 2015 года, включены три модели с корпусами из белого золота (диаметр — 37 мм), на циферблатах которых изображены экзотические цветы. Это "Ренеальмия" (латиноамериканский цветок), "Роза столистная" (цветок, имеющий иранское происхождение) и "Тюльпан" (цветок с гималайским провенансом). Дизайн красочных, тонких, ярких изображений был практически полностью скопирован с ботанических гравюр тематического сборника британского ученого-врача Джона Торнтона "Храм Флоры", изданного в 1799 году. Эти гравюры Торнтона, с одной стороны, преследуют верную натуралистичность, научную точность, свойственную веку Просвещения, но с другой — все-таки подают растения в несколько романтическом ключе. Здесь представители мира ботаники красивы лирической, завершенной и, что важно, абсолютно самодостаточной красотой. "Храм Флоры" Джона Торнтона — это сборник идиллический, возвышенно декоративный, но созданный при этом исключительно тщательно и прорисовано, с пытливым умом и чутким толком (хорошо известно, что сам автор потратил на создание этого бесценного труда все свое состояние).
Для создания живописных цветочных циферблатов дом Vacheron Constantin задействовал не только собственных точных часовщиков, но и мастеров других специальностей. Как то: экспертов по гильошированию, эмальеров (для изготовления циферблатов использована перегородчатая эмаль Grand Feu; и здесь в главной мастерской роли выступила легендарная ныне швейцарская художница Анита Порше, выполняющая эмалевые работы для многих марок, в частности для Chanel и Piaget), а также художников по бриллиантовому паважу. Пять моделей из каждой секции коллекции украшены по безелю 60 белыми бриллиантами багетной огранки, а 20 версий снабжены 60 такими же камнями, только уже в огранке круглой (итого: каждая модель цветочных часов ограничена 25 экземплярами, которые будут реализовываться исключительно в фирменных бутиках Vacheron Constantin). Остается добавить, что техническим "сердцем" всех трех роскошных цветочных версий является механический мануфактурный калибр с ручным заводом VC4400 толщиной 2,8 мм, запасом хода в 65 часов и частотой 28 800 полуколебаний в час. Все часы Metiers d'Art Florilege отмечены торжественным и неизбежно парадным Женевским клеймом.