Конкуренты встают на пути
Оператора пригородных электричек выберут по конкурсу
В регионе подготовлен законопроект, предлагающий разработать методику расчета тарифов для перевозок пригородным железнодорожным транспортом, а также закрепить конкурсный порядок допуска перевозчиков на рынок. По мнению разработчиков документа, такой подход должен привести к конкуренции на рынке, что, в свою очередь, повысит качество пассажирских перевозок, снизит стоимость тарифов и увеличит подвижной состав. Однако ряд депутатов опасаются, что в итоге конкурс выиграет «Самарская пригородная пассажирская компания», которая на сегодняшний день является единственным перевозчиком в регионе, и, как следствие, ситуация на рынке не изменится.
Законопроект «Об организации транспортного обслуживания населения в пригородном железнодорожном сообщении на территории Самарской области», подготовленный Самарской губернской думой, был рассмотрен депутатами во вторник на заседании комитета по строительству и транспорту. Как пояснил начальник отдела инфраструктурного и природоохранного законодательства правового управления аппарата Самарской губернской думы Роман Ляопаров, проектом закона предлагается разработать методику расчета тарифов для перевозок пригородным железнодорожным транспортом, а также закрепить конкурсный порядок допуска перевозчиков на рынок.
На сегодняшний день единственным оператором в сфере пригородных железнодорожных перевозок в Самарской области является ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» (СППК). Предприятие создано в 2010 году, учредителями являются правительство Самарской области (51 %) и ОАО «Российские железные дороги» (49 %). СППК работает на основании госзаказа облправительства. Компания не имеет собственного подвижного состава и арендует его у ОАО «РЖД». В 2014 году СППК за пользование инфраструктурой и подвижным составом заплатила монополисту 419,5 млн рублей. Такая ситуация неоднократно приводила к конфликтам между СППК и РЖД. Так, в конце 2011 года сообщалось о задолженности СППК перед монополистом в размере 186,7 млн рублей за инфраструктурную составляющую и 233,5 млн рублей за аренду подвижного состава. Однако позже долг был погашен.
Напомним также, что с начала этого года по всей России было отменено 312 электричек из-за того, что РЖД в разы подняли тарифы на обслуживание инфраструктуры для пригородных пассажирских компаний, а регионы оказались не в состоянии эти затраты компенсировать. В Самарской области маршрутная сеть также была оптимизирована: было сокращено количество подвижного состава по ряду направлений. Однако 4 февраля президент России Владимир Путин раскритиковал правительство и потребовал вернуть все отменные с начала года электрички. Поручение было выполнено за неделю.
По словам Романа Ляопарова, на сегодняшний день в Самарской области не разработана схема, по которой оператору в сфере пригородных железнодорожных перевозок (СППК. — „Ъ“) определяется размер денежных компенсаций из бюджета региона. «Дело в том, что у нас на сегодняшний день идет торг между Самарской областью и „Самарской пригородной пассажирской компанией“, которая пытается установить предельные тарифы и самостоятельно определить размер ущерба, который она несет. Все это происходит из-за отсутствия у нас методики, которая бы четко рассчитывала тарифы, исходя из определенных затрат перевозчиков. Сейчас в этом плане все происходит в индивидуальном порядке, и это не очень хорошо», — объяснил господин Ляопаров.
Что касается конкурсного отбора оператора, то, по мнению Романа Ляопарова, такой подход должен привести к конкуренции на рынке, что, в свою очередь, повысит качество пассажирских перевозок, снизит стоимость тарифов и увеличит подвижной состав.
По мнению депутатов, представленный законопроект требует доработки. «Я понимаю, что мы предполагаем то, что у нас может появиться какой-либо альтернативный перевозчик. Но пока его не будет, конкурс будет выигрывать одна и та же компания. Мы не должны допустить того, чтобы на этот рынок опять пришел монополист и начал диктовать условия. Мы должны защитить бюджет и сделать так, чтобы победитель конкурса не мог все время повышать тарифы», — считает депутат Самарской губернской думы Алексей Чигенев. Согласен с ним заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области Сергей Калинин. «Законопроект требует доработки, его необходимо обсуждать и обсуждать с РЖД. Нужно понимать, что РЖД ежегодно поднимает плату за аренду подвижного состава — на 10–14 %, аналогичная ситуация и со стоимостью аренды инфраструктуры. Каждый год СППК тратит на это порядка 400 млн рублей, тогда как доходы компании составляют 340 млн рублей. И вот эту разницу компенсирует область. Что касается тарифов, то они рассчитываются совместно с минэкономразвития (Самарской области. — „Ъ“), и мы стараемся их сдерживать», — пояснил господин Калинин. Он также считает, что в ходе конкурса по выбору перевозчика не будет конкурентной борьбы. «Все равно арендовать подвижной состав придется у одного монополиста, другое дело, если бы на рынок пришла компания со своим подвижным составом», — рассуждает замминистра. В итоге комитет принял решение создать рабочую группу для доработки законопроекта.
По мнению экспертов, привлечь на рынок частную компанию будет непросто. «Общественный транспорт во всем мире, даже в развитых странах Европы, является убыточным, и Россия здесь не исключение. Даже при условии высоких тарифов и высокого качества обслуживания общественный транспорт приходится постоянно дотировать. При этом регионы покрывают только часть убытков — около половины, остальное вкладывает РЖД. Частные компании вряд ли заинтересованы в такой форме сотрудничества, так как им не дадут установить социально важные тарифы на таком уровне, чтобы получить хорошую прибыль, сопоставимую с альтернативным вложением этих денег», — рассуждает генеральный директор компании «ЖелДорЭкспедиция» Владимир Назаров.
Получить комментарии в РЖД и СППК вчера не удалось: на запросы „Ъ“ в компаниях не ответили.