«Мы сможем увидеть рост производства и экспорта»
Вячеслав Маратканов, независимый эксперт
— Насколько экономическая ситуация повлияла на возможности российских экспортеров?
— Конечно, сложившаяся экономическая ситуация в условиях слабой национальной валюты должна стимулировать экспорт. Условия для производителей с точки зрения экономики идеальные, себестоимость производства фиксирована
в рублях, экспортная цена привлекательна для импортеров конкурентной ценой, масса рублевой выручки больше. Это мы увидели на примере производителей стали. Объем производства и выручки от экспорта в среднем вырос на 50% и более. Кто-то может, конечно, сказать, что санкции, введенные Западом, оказывают влияние на размер экспорта. Но санкции в основной массе коснулись стратегических предприятий, таких как «Газпром», «Роснефть», но не в плане объемов экспорта, а в основном в источниках заимствований на западном финансовом рынке.
— Можно ли говорить о том, что рост экспорта — устойчивая тенденция? Какие рынки наиболее перспективны для российских производителей?
— Из происходящего сейчас на рынках можно сделать вывод, что в условиях получения производителями поддержки от государства в виде снижения экспортных пошлин , регулирования рублевой ликвидности, а точнее доступности финансовых ресурсов для предприятий, мы сможем увидеть рост производства и экспорта. Перспективными рынками для России являются, конечно же, традиционный рынок углеводородов в Европе, открывающийся азиатский рынок прямых поставок в Китай, поставок СПГ в страны азиатского бассейна в условиях отмены монополии «Газпрома». Для южных регионов России, производящих в основном сельхозпродукцию, новыми могут стать рынки арабских государств и африканский рынок. Любой кризис — это новая возможность для роста, и ее нужно правильно использовать.
— Особое место среди экспортных продуктов занимает зерно. Насколько оправдано в существующей ситуации введение пошлин на экспорт пшеницы? Не ударит ли это по производителю?
— Что касается введенной пошлины на экспорт пшеницы, то, конечно, понятно, что она носит заградительный характер. Это оправдано в условиях растущего потребления внутри страны и для исключения спекулятивного экспорта. На прямых производителях данная мера отразится в меньшей степени, так как не секрет, что экспорт зерна сопровождался множеством посредников и так или иначе эта разница оседала в их карманах. Данная мера позволит уменьшить их количество при условии, что производители активно будут искать прямые контракты. Единственное, что при возникновении значительного разрыва между ценой на экспорт и ценой на внутреннем рынке государство должно включать механизмы компенсирования для сельхозпроизводителей, как это принято во всем мире.