Рекламная деконструкция
Операторы наружной рекламы просят ускорить демонтаж незаконных щитов в Нижнем Новгороде
Количество незаконно установленных рекламных щитов в Нижнем Новгороде практически сравнялось с законными конструкциями. Об этом вчера на заседании общественного комитета по рекламе при Торгово-промышленной палате заявили участники нижегородского рынка наружной рекламы. По словам операторов, в условиях падающего спроса демпинг владельцев незаконных щитов может привести к тому, что добросовестные игроки рынка не смогут выплачивать аренду по заключенным договорам. С подробностями – Анна ПАВЛОВА.
Проблемы на нижегородском рынке наружной рекламы обсуждались вчера в региональной Торгово-промышленной палате на заседании общественного комитета по рекламе. Основным вопросом стала борьба с незаконными рекламными щитами, из-за которых снижаются и так падающие цены. «Сейчас в городе число незаконных рекламных конструкций примерно равняется числу законно установленных щитов, и в итоге именно незаконные диктуют цены. Тем более что сейчас рекламодатели перешли на краткосрочное планирование и постоплату, и риск того, что незаконный щит, на котором они разместили рекламу, демонтируют за месяц, очень низкий», — рассказала директор ООО «Городская реклама» Лилия Макарова. По словам директора МКУ «Городской центр градостроительства и архитектуры» Андрея Кузьмина, только за 2013–2014 годы за бюджетный счет было демонтировано более 1,5 тыс. незаконных рекламных конструкций разного формата, а в 2015 году планируется демонтировать еще 550–600. «В текущем году у нас были сложности с финансированием, но сейчас вопрос решен, средства предусмотрены, мы уже завершили претензионную работу и в ближайшее время начнем демонтаж щитов», — заверил господин Кузьмин.
Отдельно обсудили сроки демонтажа. По словам Андрея Кузьмина, сейчас на демонтаж незаконных щитов с учетом претензионной работы уходит три-пять месяцев. Участники рынка считают, что за это время эти конструкции с лихвой окупаются владельцами даже с учетом стоимости демонтажа, то есть сроки нужно сократить. По мнению директора департамента по взаимодействию с предпринимательским сообществом ТПП НО, сопредседателя рекламного совета Нижегородской области Сергея Стешова, проблему помогло бы решить введение административной ответственности не только для собственников незаконных щитов, которых сложно найти, но и для рекламодателей. Кроме того, некоторые участники рынка предложили администрации срезать щиты, минуя претензионную процедуру, и даже выразили готовность самостоятельно демонтировать незаконные щиты с постоплатой, чтобы сократить сроки демонтажа до одной-двух недель. Представители муниципалитета эти предложения не поддержали: снос таких конструкций без уведомления грозит директору профильного ведомства штрафами, а также не позволит получить на это бюджетные средства. Директор ООО «Ректайм» Виталий Антонов предложил по примеру московских властей заклеивать рекламные объявления на незаконных конструкциях полосой с соответствующей надписью. По мнению рекламщиков, это позволило бы оперативнее реагировать на появление незаконной рекламы. Но Андрей Кузьмин считает, что это тоже не позволит решить проблему: чтобы получить бюджетные средства на такие наклейки, также потребуется сначала пройти все претензионные процедуры, а практика москвичей показала, что такие ленты собственники незаконных щитов снимают за неделю. «Кроме того, у нас есть предупреждение прокуратуры о том, что такие действия властей будут расцениваться как сознательная порча имущества», — отметил господин Кузьмин.
Более радикально решить проблему предложил замминистра госимущества области Олег Курышкин. По его мнению, необходимо заранее закладывать в муниципальном бюджете средства на демонтаж конструкций и сносить их сразу, а в случае ошибок компенсировать собственнику стоимость снесенного щита. «Сейчас такие конструкции стоят минимум четыре месяца, а от этого серьезно страдает и бизнес, и администрация города», — согласился замминистра с участниками рынка.
Кроме демпинга со стороны нелегалов, операторы также жаловались на снижение доходов и высокую арендную плату. «Отрасль сейчас испытывает серьезный спад, отток клиентов достигает 30%, что приводит к снижению выручки и снижению цен. Поэтому мы просим муниципалитет оперативно реагировать на изменения рынка», — отметил Виталий Антонов. Его коллеги обратили внимание чиновников на то, что им пришлось потратить на установку и содержание рекламных конструкций больше запланированного. «Мы зашли в Нижний Новгород в 2014 году и до сих пор не смогли подключиться к электросетям и поставить динамические рекламные конструкции, так как есть проблемы с подземным проведением кабеля. Обычно в других городах на это уходит максимум полтора месяца», — отметил президент Blackboard Outdoor Дмитрий Погодин. «Нижний Новгород — это единственный город в нашей географии, где мы за два года не смогли подключиться к электросети. Если бы предусматривалась возможность подключиться к сети наземным способом, это позволило бы ускорить процесс», — добавил первый заместитель директора петербургской компании «Постер» Юрий Букчин. Кроме того, по его словам, изначальные расчеты компании приходится корректировать: схема рекламных конструкций города постоянно пополняется новыми местами, а это влияет на объем рынка и конкуренцию.
Также рекламные операторы пожаловались на жесткие требования к содержанию рекламных конструкций. «Кто-то выкинул бутылки возле рекламного щита, и нам сразу приходит за это штраф без времени на устранение», — отметила представитель ООО «Стронга» Светлана Гонова. «Штрафуют за любое нарушение в содержании щитов, а на их устранение дается всего один день. Дайте нам хотя бы несколько дней на исправление нарушений или предварительные предписания без штрафа. Такая политика может привести к тому, что с учетом дополнительных расходов участники рынка просто не смогут платить аренду по договору», — прогнозирует Лилия Макарова. Федеральные операторы отметили, что в других городах на устранение подобных нарушений компаниям дают до пяти дней. Андрей Кузьмин пообещал рассмотреть этот вопрос и обратиться к депутатам гордумы с предложением увеличить сроки.
Также участники рынка попросили горадминистрацию ускорить процесс проведения аукционов на рекламные конструкции небольших форматов, которые, по мнению руководства города, пока нецелесообразны из-за сложной ситуации на рынке и низкой инвестиционной активности операторов.