В сеть "Хеликс" вольют свежую кровь

Лабораторная служба увеличится вдвое за счет франчайзинга

Лабораторная служба "Хеликс" в нынешнем году надеется увеличить количество розничных точек в регионах РФ в два раза. В том числе компания откроет 40 кобрендинговых центров с диагностической сетью "МРТ Эксперт" и множество франчайзинговых точек. Эксперты полагают, что такие планы свидетельствуют об успехе формата. Кроме того, замечают они, агрессивная франчайзинговая политика частных лабораторий выигрывает за счет проблем государственных услуг в этой отрасли.

Лабораторная служба "Хеликс", в 2014 году начавшая активное развитие в регионах, в 2015 году собирается увеличить количество розничных точек вдвое. Компания подписала эксклюзивное соглашение с "МРТ Эксперт" об открытии 40 кобрендинговых точек, за счет которого розница под брендом "Лабораторная служба "Хеликс"" появится еще в 26 городах России. Сейчас группа представлена 160 точками в 63 городах России, большая часть из которых работает по франшизе. На данный момент у "Хеликса" 21 фирменная точка, в 2015 году развития этой части бизнеса не планируется. "Развитие по модели франчайзинга — это возможность обеспечить стремительную экспансию в регионы посредством минимального вложения собственных средств. Окупаемость вложений франчайзера наступает очень быстро — в период до трех месяцев с момента открытия точки", — говорит директор департамента розничного бизнеса "Хеликса" Дарья Горякина, добавляя, что в 2015 году в это направление будет инвестирована сумма, в пять раз превышающая аналогичный показатель за 2014 год.

Дарья Горякина говорит, что инвестиции франчайзи в открытие бизнеса составят около 700 тыс.рублей в регионах и 2,5 млн рублей в мегаполисах.

"Хеликс" обеспечивает партнерам, купившим франшизу, бесплатную транспортировку биоматериала в лабораторные комплексы, расходные материалы, влияющие на качество проводимых исследований, техническую поддержку для центров и услуги колл-центра для клиентов, обучение персонала и бизнес-консалтинг.

Лабораторная служба "Хеликс" (ООО "НПФ "Хеликс"") имеет три собственные лаборатории (в Петербурге, Москве и Екатеринбурге общей площадью более 4 тыс. кв. м), ежемесячно выполняющие более 1 млн исследований. По данным СПАРК, выручка ООО "НПФ "Хеликс"" в 2013 году составила 922 млн рублей. По данным пресс-службы "Хеликса", в 2014 году прирост прибыли компании составил 42%, в нынешнем году планируется увеличение прибыли на 55% по отношению к 2014 году.

В "Хеликсе" российский рынок лабораторной диагностики оценивают в 80 млрд рублей в год с динамикой роста 15-20% ежегодно. Среди основных конкурентов в частной отрасли здесь выделяют "Инвитро", "Ситилаб" и "Гемотест".

По оценкам аналитиков независимой лаборатории "Инвитро", рынок коммерческих лабораторных услуг скоро превысит 60 млрд рублей в год, а рост рынка с 2012 года составил около 30,7% (44 млрд рублей в 2012 году, 50 млрд — в 2013-м, 57,5 млрд — в 2014-м). "Дефицит в поставщиках качественных медицинских услуг, в том числе лабораторных, ощущается в городах с населением менее 50 тыс. человек, — добавляют в пресс-службе компании. — Наиболее привлекательны те территории, где нет конкурентов (например, некоторые районы Сибири, Дальний Восток), а также там, где платежеспособный спрос превышает существующие предложения (тот же Дальний Восток)".

В "Инвитро" среди ведущих игроков рынка коммерческих медлабораторий называют также KDL и "CMD Центр молекулярной диагностики". "На Северо-Западе нашей страны крупнейшими представителями значатся "Инвитро", "Хеликс", "Северо-Западный центр доказательной медицины" и "Ситилаб" ("Лаборатория XXI век")", — добавляет пресс-служба компании. "Инвитро" прибавляет по 100 офисов ежегодно, за прошедший период 2015 года компания также открыла 40 из них по франшизе.

По словам управляющего партнера Euromed Group Александра Абдина, расширение франчайзинговой сети свидетельствует о качестве формата и популярности его у пациентов. Хотя агрессивная экспансия в регионы частных лабораторных служб, по его мнению, является косвенным свидетельством недоступности бесплатных анализов в регионах. В структуре бюджета государственных лечебных учреждений доля меданализов составляет около 15%, замечает эксперт, однако по последним отчетам Счетной палаты, говорит он, четко видно, что большая часть лабораторного оборудования, приобретенного за счет средств федерального бюджета, простаивает, либо оно не введено или не загружено на полную мощность. "Эти изъяны и просчеты в подходе к программе модернизации медицинской отрасли дают возможность появления демаркационной линии между частниками и государственными лабораториями. Кроме того, по системе государственного обеспечения выполняются далеко не все анализы, и сроки их исполнения бывают запредельными, что заставляет пациентов обращаться в частные лаборатории, а врача — рекомендовать их", — говорит он.

Последнее время, замечает господин Абдин, частные диагностические центры растут как на дрожжах: для них не требуется больших площадей или вложений, а у крупных франчайзеров отлажена эффективная логистическая схема, которая позволяет доставлять анализы в предельно сжатые сроки. Негативной причиной такой популярности является коррупция, считает эксперт. "Докторов иногда стимулируют, чтобы они продвигали определенные лаборатории и предлагали избыточные анализы", — объясняет он. По подсчетам господина Абдина в потоке коллекторов анализов 70% занимают люди, сдающие их по назначению врача, остальные принимают это решение самостоятельно.

Елена Большакова

Вся лента