СДС вагоны сдал
Холдинг избавился от «Новотранса»
По данным “Ъ”, «Сибирский деловой союз» наконец-то смог найти покупателя на своего железнодорожного оператора «Новотранс», который был выставлен на продажу еще в 2013 году. Источники “Ъ” на рынке говорят, что актив приобрел Константин Гончаров, у которого уже есть небольшой транспортный бизнес. Но компания могла быть продана без грузовой базы, что обычно является определяющим фактором в случае кэптивного оператора. Аналитики оценивают стоимость сделки в 6,5 млрд руб.
«Сибирский деловой союз» (СДС) продал «Новотранс», сообщил «Интерфакс» и подтвердили “Ъ” два источника на рынке. По их данным, покупателем выступил Константин Гончаров, о котором мало что известно. По данным базы СПАРК, у господина Гончарова несколько бизнесов, в том числе и транспортный: он владеет ООО «Арго» и ООО «Домал», специализирующимися на обработке и хранении грузов. Связаться с Константином Гончаровым “Ъ” не удалось, по данным «Интерфакса», с недавних пор он возглавляет «Новотранс», сменив на этом посту Сергея Войтенюка.
Холдинг СДС основан в 2004 году, помимо Владимира Гридина среди его совладельцев — президент СДС Михаил Федяев. В 2013 году выручка СДС от продаж составила 7,5 млрд руб., основную часть дохода приносят добыча угля, железнодорожные перевозки, производство вагонов и минеральных удобрений. В собственности и финансовом лизинге «Новотранса» — 24,7 тыс. вагонов. По данным агентства «Infoline-Аналитика», в 2014 году убыток компании составил 1,42 млрд руб. (в 2013 году — 135 млн руб.).
Информация о возможной продаже «Новотранса» появилась еще в октябре 2013 года. Для этого СДС нанял Альфа-банк и ВТБ. Как сообщал “Ъ” 3 декабря 2013 года, предложения о покупке получили крупнейшие операторы, в том числе Первая грузовая компания (ПГК) и Федеральная грузовая компания, Globaltrans, «УВЗ-Логистик», «Нефтетранссервис», «C-Транс», «Трансойл». Источники, близкие к операторам, тогда говорили, что «предложение СДС не устроило по цене». По их словам, продавец неофициально оценивал стоимость полувагона в 1,9 млн руб., то есть за всю компанию предлагалось заплатить около 32 млрд руб., что было гораздо выше рыночной цены (стоимость полувагона составляла 1,5–1,6 млн руб.). При этом с победителем планировалось заключить пятилетний контракт на перевозку около 18 млн тонн грузов СДС.
Но, по данным “Ъ”, новый собственник «Новотранса» не получил контракта на перевозку продукции. По сути, это определяющий фактор при продаже кэптивного оператора. Такие сделки были на пике в 2012 году, когда промышленные компании одна за другой распродавали свои транспортные активы, а их покупателями становились железнодорожные операторы. Например, «Северсталь» специально под сделку по продаже грузовой базы Первой грузовой компании Владимира Лисина создала оператора «Стальтранс», продав в итоге 800 вагонов за $160 млн.
По оценке главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, сейчас у «Новотранса» только 20,2 тыс. вагонов, из которых 11,6 тыс. переданы в управление Федеральной грузовой компании (структура ОАО РЖД), а остальные могли забрать лизинговые компании в связи с дефолтом по платежам. Их стоимость аналитик оценивает в 6,5 млрд руб.