"Сумме" нефти не обещали
Терминал в Роттердаме не вписывается в эталон
Перспективы загрузки нефтеналивного терминала, который группа "Сумма" строит в порту Роттердама, по-прежнему под вопросом. Как и предполагал "Ъ", нефтекомпании не готовы гарантировать его загрузку и не уверены, нужно ли делать терминал частью проекта по созданию эталона российской марки нефти Urals. В Минэнерго считают, что перевалку нефти надо вести в российских портах, а эксперты отмечают, что нефтяникам выгоднее работать со своими трейдерами.
На прошлой неделе, как и сообщал "Ъ" (см. "Онлайн" от 10 июня), Владимир Путин провел совещание, на котором, в частности, обсуждалось строительство в порту Роттердама нефтеналивного терминала группой "Сумма" Зиявудина Магомедова. Источники "Ъ", знакомые с его итогами, говорят, что идею гарантированной поставки нефти на терминал не поддержали ни глава Минэнерго Александр Новак, ни главы ЛУКОЙЛа, "Газпром нефти" и "Роснефти". По словам одного из собеседников "Ъ", в Минэнерго сочли, что его рентабельность под вопросом. "Кроме того, у проекта есть юридические риски, например, арест российской нефти в рамках иска акционеров ЮКОСа — Group MENATEP Limited (третейский суд в Гааге требует от РФ выплатить компании $50 млрд компенсации.— "Ъ")",— отмечает он.
"Сумма" планировала к 2017 году построить в Роттердаме хаб для нефти Urals из порта Приморск (входит в группу НМТП, в которой СП "Суммы" и "Транснефти" подконтрольно 50,1% акций) и продажи сырья на условиях FOB. Предполагалось, что создание площадки сократит ценовой разрыв между Urals и североморской Brent и сделает российскую марку более конкурентоспособной. Емкость нефтехранилища должна составить 3,2 млн кубометров, стоимость проекта — около €750 млн. За проект отвечает Shtandart TT B.V. (подконтрольна "Сумме"), которая в 2011 году получила право на строительство терминала, выиграв тендер совместно с VTTI (консорциум трейдера Vitol и малайзийской MISC Bhd). Но в начале 2014 года VTTI вышла из проекта, продав "Сумме" свои 25%. Стройка должна была начаться еще в 2013 году, но сроки неоднократно переносились, и в итоге финальной датой был назван февраль этого года.
Другой собеседник "Ъ" утверждает, что на совещании не ставился вопрос о гарантии поставок нефти в Роттердам, но речь шла о том, начинать ли проект по развитию Urals в качестве международного эталона и делать ли терминал "Суммы" его составной частью. При этом, говорит он, идею вывода Urals на биржу никто не отрицал, все согласились, что к ее реализации нужно двигаться, но пока в Минэнерго и отрасли нет однозначного понимания, как это делать. В "Сумме" от комментариев отказались, представители нефтекомпаний на запросы "Ъ" не ответили. В Минэнерго "Ъ" заявили, что "считают необходимым создание маркерного сорта", но перевалку нефти нужно осуществлять в российских портах Приморск и Усть-Луга.
Глава Минэнерго Александр Новак 10 июня уже дал понять, что могут возникнуть сложности с загрузкой терминала в Роттердаме, а государство не может обязать нефтекомпании поставлять туда нефть. По данным "Ъ", заявлению министра предшествовала встреча "Суммы" с руководством страны, в ходе которой был поднят вопрос о гарантированной загрузке терминала 20 млн тонн нефти ежегодно. Но нефтекомпании не проявляли интереса к смене направлений экспорта, говорил источник "Ъ". Нефтяники сомневаются, что за короткое время российскую нефть удастся сделать эталонной, поскольку она будет отличаться по своим качествам, добавляет один из источников "Ъ".
Директор Small Letters Виталий Крюков считает, что в текущих экономических условиях и с учетом изменения вектора поставок нефти с Запада на азиатский регион "Сумме" будет непросто реализовать проект в Роттердаме. Безусловно, отмечает он, идея сделать нефть Urals бенчмарком весьма привлекательна, для этого есть все предпосылки: объемы экспорта растут и превышают объемы Brent, а добыча последней падает. Но, говорит Виталий Крюков, сейчас для этого не самое подходящее время, европейский рынок не готов к этому, а наши нефтяники не способны гарантировать объемы поставок, поскольку им гораздо выгоднее работать со своими трейдерами.