"По словам Алексея Кудрина, сейчас мы находимся в середине кризисного шторма"
Экс-министр считает, что пик кризиса в России еще не пройден
Экономические данные по итогам первого квартала всех успокоили, но второй квартал будет хуже. Об этом заявил экс-министр финансов Алексей Кудрин, выступая на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. По его словам, итоги второго квартала покажут, что пик кризиса в России еще не пройден. Корреспондент "Коммерсантъ FM" Владимир Расулов рассказал подробности ведущему радио новостей Максиму Митченкову.
— Как отреагировали на заявление Алексея Кудрина другие участники дискуссии? Мы уже говорили и про пенсионный возраст, и про досрочные выборы президента, и другие заявления Кудрина.
— Алексей Кудрин принимал участие в первой дискуссии совместно с вице-премьером Игорем Шуваловым и главой Сбербанка Германом Грефом. Начал эту дискуссию господин Шувалов. Он заявил, что план по выходу из кризиса у правительства уже есть, он известен. Ситуация развивается даже немного не так, как планировали представители правительства, не в смысле, что все плохо, а в смысле, что, наоборот, ситуация стала немного лучше, в частности, уровень безработицы оказался ниже запланированного.
По словам Алексея Кудрина, этот план неплохой, однако он рассчитан всего на три года, и самая главная проблема сейчас в российской экономике — это структурные диспропорции, и за три года их просто не решить, от них не избавиться. Сейчас реальные действия правительства, в частности, парламента расходятся с этими планами. Так, в частности, по словам Кудрина, закон о деофшоризации не помогает добиться того, чего он должен был помочь добиться. Он, наоборот, приведет к тому, что станет больше проверок и на бизнес окажется большее давление.
Кроме того, Кудрин заявил, что сейчас мы находимся в середине кризисного шторма, если можно так сказать. Если первый квартал всех успокоил, то во втором будет все достаточно сложно. Самая главная проблема — это то, что третий, четвертый кварталы связаны с неопределенностью в экономике. Абсолютно неясно, что будет происходить. Необходимо, чтобы это понять, определить модель взаимоотношений с Западом.
Господин Шувалов на эту реплику ответил, что нет сейчас так называемого разворота на Восток, про который косвенно говорил Алексей Кудрин. Он говорил, что есть ограничения действительно на торговлю с Западом, но, по словам Шувалова, еще до введения санкций планировалось развивать торговые отношения с азиатскими странами, в частности, поэтому нужно было искать новые способы продажи товаров.
После этого к дискуссии подключился Герман Греф. Он заявил о том, что сейчас в мире складываются тренды именно на инновационную экономику. Пока полностью этой экономики в полной мере в какой-либо стране нет. Она развивается кластерным способом. В частности, он напомнил про Кремниевую долину. Греф отметил, что как раз сейчас нужно сделать акцент на использовании человеческого интеллекта, и только те предприятия, те предприниматели, которые ловят этот тренд, будут в будущем более конкурентоспособны.
Герман Греф раскритиковал план действий правительства в том смысле, что он еще не подписан. "Самая главная проблема властей сейчас — это то, что мы обсуждаем то, что было вчера, а нужно обсуждать то, что будет завтра, где будет завтра экономика", — заявил Греф. И кризис, по словам Грефа, — это результат плохого менеджмента.
— Володя, а как люди, которые сидели в зале, реагировали на заявления господина Кудрина, в частности на заявление о досрочных выборах президента, какая была реакция?
— Зал аплодировал только один раз на этой дискуссии, как раз аплодировал он фразе Германа Грефа по поводу того, что кризис — это результат плохого менеджмента. В принципе, зал реагировал так же, как и на остальные выступления: он молча сидел и внимательно слушал.