Госдума обсуждает УДО для водителей
Права после лишения можно будет вернуть досрочно, а процедура освидетельствования на опьянение станет проще
Комитет Госдумы по госстроительству одобрил сразу несколько законопроектов, упрощающих жизнь водителям. В частности, будет ускорен процесс освидетельствования на состояние опьянения. Кроме того, вводится возможность досрочного возврата прав после лишения. Пересдавать экзамены на знание ПДД надо будет только тем, кто был лишен прав более чем на год.
Первый законопроект, одобренный в четверг комитетом Госдумы по госстроительству, вводит в КоАП новую статью «Условно-досрочное освобождение от административного наказания». Документ подготовили сенаторы Владимир Федоров (экс-глава ГАИ России), Владимир Едалов (экс-глава УГИБДД Пензенской области) и депутат Вячеслав Лысаков, “Ъ” сообщал об этой инициативе 29 января.
Предполагается, что водитель, лишенный прав, сможет обратиться в суд с ходатайством вернуть удостоверение, после того как истечет половина срока лишения. Суд будет принимать решение «с учетом примерного поведения» водителя, возмещения вреда после ДТП, «раскаяния в совершенном деянии» или отсутствия других нарушений. Судья может рассмотреть и «иные сведения, свидетельствующие об исправлении лица». Воспользоваться «УДО» не смогут граждане, наказанные за езду в пьяном виде.
Еще одно нововведение, заложенное в этом же законопроекте,— обязанность пересдавать теоретический экзамен на знание ПДД только для тех водителей, кто был лишен прав на год или больше. Сейчас это должны делать все «лишенцы» без исключений. Авторы законопроекта считают, что навыки вождения и знания ПДД при небольших сроках лишения не утрачиваются, поэтому необходимости проводить проверку нет.
Отметим, что ранее правительство РФ и ГИБДД выступили против этого законопроекта. В Госавтоинспекции считают, что в документе не до конца разъяснен алгоритм принятия решения об УДО. Кроме того, не разъяснен механизм контроля за водителями, освобожденными от наказания. Помимо этого, лишение прав, считают в ГИБДД, является действенным способом борьбы против пьянства за рулем, а законопроект фактически смягчает эффективность этого метода. В комитете по госстроительству считают, что законопроект можно принимать в первом чтении, но ко второму — обязательно доработать. В частности, нужно будет уточнить критерии, какое именно поведение водителя считать «примерным».
Второй законопроект, также одобренный комитетом (его внес господин Лысаков), упрощает процедуру освидетельствования на состояние опьянения. Сегодня во время процедуры инспектор составляет шесть различных документов. Депутат считает это избыточным: «тратится много времени, к тому же требуется задействовать как минимум двух сотрудников Госавтоинспекции». «В результате нередко происходят различные негативные ситуации,— поясняет он.— Водители, находящиеся в состоянии опьянения, пытаются скрыться как пешком, так и на попутном транспорте, нападают на сотрудников Госавтоинспекции, в том числе с применением оружия, пользуясь тем, что сотрудники заняты оформлением документов». В связи с этим упраздняется протокол об отстранении от управления автомобилем. Кроме того, не нужно будет составлять отдельный протокол о задержании транспортного средства (в случаях, когда водитель пьян, машину увозят на штрафстоянку).
Вместе с тем ужесточаются правила проверки водителей на состояние наркотического опьянения. Если инспектор подозревает, что гражданин употреблял наркотики и сел за руль, то это будет являться основанием для того, чтобы направить водителя сразу на медицинское освидетельствование к врачу, без предварительного освидетельствования у сотрудника ГИБДД. В начале мая “Ъ” сообщал о том, что в 2014 году количество водителей, садящихся за руль в состоянии наркотического опьянения, выросло на 20%. Один из вариантов решения проблемы, обсуждаемое в МВД,— это принудительное медицинское освидетельствование на состояние опьянения.