Human Rights Watch представила доклад о нарушении прав человека в Дагестане
Правозащитники анализировали события в республике с 2012 по 2014 год
В Дагестане при проведении контртеррористических (КТО) операций регулярно нарушаются права человека, а местные жители, чье имущество пострадало в ходе них, не получают компенсаций. Об этом говорится в докладе международной организации Human Rights Watch, который был представлен сегодня.
Доклад о правах человека в Дагестане, подготовленный Human Rights Watch, насчитывает около 100 страниц. Как заявила «Интерфаксу» Татьяна Локшина, программный директор Human Rights Watch в России, «власти под флагом обеспечения безопасности зачастую действуют противоправно и игнорируют свои обязательства в сфере прав человека». С точки зрения госпожи Локшиной, «нельзя оправдывать борьбой с преступлениями нарушения основных прав и свобод».
При подготовке доклада, охватывающего события в республике с 2012 по 2014 год, сотрудники некоммерческой организации опросили около 80 человек, так или иначе столкнувшихся с насилием со стороны полиции и боевиков.
Как отмечают авторы доклада, многие местные жители либо прямо, либо косвенно страдают при проведении КТО, но не могут рассчитывать на компенсации или возмещение ущерба. Например, в 2013 году силовики уничтожили несколько домов в селе Гимры, при этом местные жители были принудительно эвакуированы. Одним из самых громких событий, описанных в докладе, стала КТО в поселке Временный в 2014 году. Операция по поиску и ликвидации боевиков длилась десять дней. На это время местных жителей собрали в импровизированный фильтрационный пункт для проверки документов. Когда люди вернулись в поселок, оказалось, что десятки домов уничтожены в ходе перестрелок с боевиками.
Кроме того, в Human Rights Watch отмечают неудовлетворительную ситуацию с правами салафитов в Дагестане. «Силовые структуры фактически рассматривают салафитов в качестве подозреваемых вне зависимости от наличия оснований, которые позволяли бы вменять им совершение конкретного преступления»,— сказано в докладе. Татьяна Локшина отмечает, что давление на салафитов со стороны силовых структур ведет к их маргинализации и росту недоверия к властям в их общинах, что «играет на руку вооруженному подполью».
По мнению главного редактора издания «Кавказская политика» и члена президентского Совета по правам человека Максима Шевченко, преследование салафитов в Дагестане — попытка спецслужб искусственно повысить показатели работы. «Под брендом “салафит” записывают кого угодно. Профилактика подменяет собой реальную борьбу против экстремистских групп»,— заявил он “Ъ”. «Для мусульман советская власть, тоталитаризм не кончились. Они постоянно должны доказывать любовь к Российской Федерации, “Единой России” и генералу Ермолову.— сказал господин Шевченко.— Достаточно мусульманину написать что-либо в социальных сетях про “Братьев-мусульман”, и он мгновенно подпадает под внимание спецслужб, даже если не поддерживает экстремистов».