В Париже вспомнили «Нормандию-Неман»
Музей авиаполка стал частью Мusеe de l’Air et de l’Espace
К открытию авиасалона в Ле-Бурже свою экспозицию поменял расположенный здесь же Музей авиации и космонавтики (Мusеe de l’Air et de l’Espace). Один из его новых павильонов посвящен истории авиаполка «Нормандия-Неман», в составе которого французские летчики воевали против гитлеровцев в России, Прибалтике и Германии. С российской стороны поддержку проекту оказали компания «Татнефть» и банковская группа «Зенит». О новом музее рассказывает парижский корреспондент “Ъ” АЛЕКСЕЙ ТАРХАНОВ.
До последнего времени во Франции не существовало государственного музея, посвященного истории летчиков, которых генерал де Голль отправил в 1942 году воевать вместе с советскими союзниками. Normandie-Niemen (Neu-Neu, как называют его французы) — самое знаменитое подразделение французских ВВС. На его счету 273 официально зарегистрированные победы в боях Второй мировой. Авиаполк оставил в России 42 пилота, погибших и пропавших в воздушных боях или умерших от ран на земле. После возвращения во Францию в июне 1945 года Neu-Neu летал на «Миражах» и «Рафалях», воевал в Африке, Индокитае и даже в Югославии во время операции НАТО. Воюет и сейчас (об их работе во время конфликта в Мали “Ъ” писал 14 марта 2013 года).
В Верхней Нормандии, в Адели, где родился один из пилотов — погибший в России Герой Советского Союза Морис Лефевр, до 2010 года работал частный музей. После прекращения государственной помощи он закрылся, ввиду недостатка денег и посетителей. Часть экспозиции тогда перенесли в парижский Музей авиации и космонавтики, где в зале, посвященном истории Второй мировой войны, истребителю в раскраске «Нормандии-Немана» был отведен уголок между другими боевыми машинами воюющих сторон. Два года назад исчез и он. Новая экспозиция была обещана тогда же, но весьма вероятно, что без российских денег и помощи наших дипломатов во Франции она не смогла бы осуществиться.
Теперь у «Нормандии-Немана» есть в Ле-Бурже собственный павильон, в котором все надписи на трех языках: французском, русском и английском. В витринах — вещи летчиков, остатки бедного фронтового имущества: от удостоверений на русском до французских граммофонных пластинок. Походные шахматы, вилки, алюминиевые кружки для чая и водки. Парусиновая почтовая сумка, подписанная по-русски «Нормандия» и по-французски «асп. Игорь Эйхенбаум», напоминает о том, что свободная Нормандия находилась в то время в Козельске, Барсуках или Дубровке, а переводчиком в ней был аспирант (прапорщик) француз Игорь Эйхенбаум, племянник знаменитого нашего литературоведа Бориса Эйхенбаума. Интересно, могли ли они увидеться во время той его военной аспирантуры?
Обломок истребителя, на котором летал капитан Поль де Форж, пропавший без вести в бою с «Фокке-Вульфами» 31 августа 1943 года в районе Смоленска. Оконечность фюзеляжа с хвостовым колесом подняли из болота много лет спустя. До передней части с останками пилота так и не смогли добраться. Фотографии французских летчиков в шапках-ушанках, для французского глаза таких же экзотичных, как сомбреро. Два манекена в военной форме — французский пилот и русская радистка. Деликатное напоминание о победах французов не только в небе, но и на земле. С этим и вправду связаны эпизоды в духе зоринской «Варшавской мелодии», но прямо говорить об этом в музее не стали, оставив на усмотрение экскурсоводов, которые могут рассказать, к примеру, о любви француза Марселя Альбера и русской Нины Горчаковой. Или о других полевых романах, кончившихся не так трагично.
Военная судьба «Нормандии-Немана» известна по нескольким книгам французских и русских участников событий, российских историков, по вышедшему в 1960 году советско-французскому художественному фильму и нескольким документальным лентам. Ими же она запутана окончательно. Отличный символ этого — стоящий посередине нового павильона самолет Як-3, один из тех, что прилетели в Бурже 20 июня 1945 года (Сталин, который знал толк в красивых жестах, подарил французским летчикам самолеты, на которых они воевали).
У истребителя два лица. Справа самолет несет новую окраску и выглядит большим молодцом. Это реконструкция, сделанная в первом музее. Слева — нынешняя реставрация второго музея, где расчищены накладывавшиеся друг на друга слои авиационной краски. Номер 25 лежит на номерах 18 и 21, перекрашенные и ободранные звезды гуляют по исцарапанному и помятому фюзеляжу. Так и в русской одиссее «Нормандии-Немана» — несколько оберток истории и идеологии, эту историю постоянно переписывающей. И чем больше мы углубляемся в эту историю, тем больше удивительного выходит наружу — пока идеологи не прикажут снова выкрасить ее, как новенькую.