Реформы требуют досрочности
Алексей Кудрин предложил способ их ускорить, но остался непонятым
К досрочным президентским выборам ради новых реформ призвал вчера Владимира Путина глава Комитета гражданских инициатив (КГИ), экс-вице-премьер Алексей Кудрин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сразу назвал идею господина Кудрина "новой", предположив, что эксперты будут ее обсуждать. Эксперты сошлись на том, что идея не заинтересует Владимира Путина. Впрочем, слова господина Кудрина были лишь частью обсуждения темы модели экономического роста, в ходе которого предлагали и другие варианты запуска "постпостиндустриальных реформ", не связывая их с выборами.
Алексей Кудрин, выступая на ПМЭФ, предложил "приблизить выборы президента", чтобы можно было "объявить новую программу реформ, которую легче проводить, имея мандат доверия на ее проведение". Экс-вице-премьер считает досрочные президентские выборы уместными, так как выборы Госдумы нового созыва тоже пройдут раньше конституционного срока (соответствующий законопроект будет обсуждаться сегодня в первом чтении). Предложение господина Кудрина тут же получило отклик у пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова: "Это достаточно новое заявление. Наверняка политологические, экспертные круги, наряду со всеми остальными идеями, которые обсуждаются, будут обсуждать и эту идею".
Первая экспертиза была не в пользу Алексея Кудрина. "Мандат доверия президентом уже получен и, более того, расширен, если говорить о текущем уровне поддержки",— заявил "Ъ" глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин. Поэтому он уверен, что заявление господина Кудрина было только "выпадом в адрес правительства — не первым и не последним". Это, по мнению господина Костина, выгодно только главе КГИ: предложенная схема подразумевает, "что президент тот же, а премьер-министр или главный экономический советник — другой".
Эксперт не исключает, что слова Алексея Кудрина — это "попытка системных либералов создать какую-то повестку", но они, по мнению господина Костина, не учли "главного элемента — президентские выборы самые значимые в стране". И когда "такой устоявшийся институт начинают расшатывать, то это может расцениваться как удар по стабильности и предсказуемости завтрашнего дня", полагает глава ФоРГО.
Лично для Алексея Кудрина в досрочных президентских выборах немало рационального, заявил "Ъ" глава считающегося близким к Кремлю Института социально-экономических и политических исследований Дмитрий Бадовский. Это "желание стать премьером, чтобы Владимир Путин разменял рейтинг на реформы". "Объективных оснований" для досрочных президентских выборов "ради успеха реформ" господин Бадовский не видит.
Сопредседатель партии РПР--ПАРНАС Михаил Касьянов связал заявление Алексея Кудрина с его желанием стать премьером: "Путин не решается сменить правительство Медведева, и Кудрин поддавливает его, предлагая ему не сидеть и ждать, пока цены на нефть вырастут, а проводить реформы, давая понять, что их может провести только он, Алексей Леонидович".
С юридической же точки зрения еще и сложно понять, кого именно видит Алексей Кудрин следующим президентом. Ведь закон "О выборах президента РФ" (п. 3 ст. 6) запрещает выдвигаться кандидатом в президенты на досрочных выборах тому гражданину, который был президентом, но ушел в отставку, из-за чего и потребовались эти досрочные выборы. Поэтому источник "Ъ", близкий к администрации президента, категорически отверг саму идею досрочных выборов президента, заявив, что политические оппоненты давят на Владимира Путина и подобными заявлениями пытаются сделать из него "хромую утку", руководителя, полномочия которого заканчиваются.
Собеседник "Ъ" в Комитете гражданских инициатив рассказал, что 17 июня у них проходила традиционная еженедельная планерка, на которой в том числе обсуждалось и будущее выступление Алексея Кудрина на Петербургском форуме: "Но его слова о досрочных президентских выборах стали для нас также полным сюрпризом". Отметим, что тема досрочных президентских выборов была поднята в начале недели членом КГИ замдиректора Института мировой экономики и международных отношений Евгением Гонтмахером. Он опубликовал в газете "Ведомости" статью, в которой доказывал, что выборы президента нужно провести не в 2018 году, а уже в марте 2016 года, так как экономическая ситуация в стране требует безотлагательных реформ.
На самом деле заявление Алексея Кудрина на открытии ПМЭФ было лишь частью обсуждения темы модели экономического роста, необходимого России по итогам кризиса. В дискуссии принимали участие глава Сбербанка Герман Греф и первый вице-премьер Игорь Шувалов. Последний сделал несколько заявлений, ставящих саму по себе инициативу в контекст, в котором более понятна логика заявлений господ Кудрина и Грефа.
В первую очередь Игорь Шувалов заявил о том, что правительство отказывается от стратегии стимулирования экстенсивного роста ВВП. "Правительство не может включить рост или его выключить. Но правительству и обществу в целом рост любой ценой не нужен. Нам не нужен просто рост 5-7%, такой рост, который наши накопленные неудачи потом усилит, приведет к более страшным последствиям. Нам нужен качественный рост, рост, основанный все-таки на знаниях",— сказал первый вице-премьер. Кроме этого, господин Шувалов заявил, что "разворота на Восток" российской экономики, то есть экспортной переориентации на страны Юго-Восточной Азии, нет — речь идет исключительно о поисках новых рынков сбыта, который начался до конфликта с Западом. ЕС остается приоритетным торговым партнером, а Россия, подчеркнул Игорь Шувалов, продолжает переговоры о присоединении к ОЭСР. Но "политические лидеры", уточнил он, не хотят, чтобы эта повестка звучала.
"Рост, основанный на знаниях" — вполне определенный термин, и выступление Германа Грефа на утренней сессии ПМЭФ в традиционно агрессивной стилистике было, по сути, посвящено политическим и административным условиям изменения модели экономического роста. Рассматривать уже обсуждавшиеся модели модернизации — как индустриальную (основанную в основном на крупных вложениях госагентов в промышленность), так и классическую постиндустриальную (в мире она обычно основывается на поиске узких технологических ниш на мировых рынках при участии институтов развития) — глава Сбербанка, по сути, отказался. "Мы видим, что в мире формируется мощный тренд инновационной экономики (вслед за постиндустриальной), и попадание в этот тренд — вопрос долгосрочной глобальной конкурентоспособности",— пояснил он, заявив, что обсуждать вместо этого "вчерашние проблемы и перспективы роста на 2-3% в год" не видит смысла. Отметим, на дневной сессии ПМЭФ, посвященной реформе госуправления, и господин Кудрин, и господин Греф обсуждали проблемы правительственных реформ 2008-2012 годов, в том числе сворачивание систем контроля за выполнением правительственных поручений.
Формирование постиндустриальной экономики, напомним, было основным лозунгом президентства Дмитрия Медведева до 2012 года — проекты "Сколково", институтов развития, "Роснано", приоритетных национальных проектов были его основой. "Экономика знаний", несмотря на сходство ее приоритетов, существенно отличается от "постиндустриальной экономики". Она в большей степени основана на сетевых технологиях управления, децентрализации, развитии некоммерческого сектора и НКО, глобализации бизнеса и развитии "человеческого капитала". Сам термин "экономика знаний" применяется в контексте США чаще, чем в отношении стран ЕС. При этом в двух сессиях идеи глубокой реформы госуправления, темы эффективности правительства, его смены, досрочных выборов как таковых выглядели вторичными по отношению к общей проблеме: новая смена модели экономического роста невозможна при существующих политических институтах.
Отметим, что основными темами обсуждений в кулуарах ПМЭФ, первый день которого (очевидно, из-за видимого дефицита западных участников) был объявлен "днем Шанхайской организации сотрудничества", стали действия минюстов Бельгии и Франции в отношении российских госучреждений в этих странах и предстоящие переговоры премьер-министра Греции Алексиса Ципраса с Владимиром Путиным. Если последнее воспринимается как демонстративная попытка РФ влиять на внутриевропейские проблемы через Грецию, то "аресты по делам ЮКОСа" в Бельгии и Франции — как возможная демонстрация способности властей ЕС оказывать внешнее давление на Россию. В этом контексте тема досрочных выборов президента выглядит как предложение о всеобщей перезагрузке. При этом на тех же сессиях обсуждались с подачи Германа Грефа и другие варианты запуска "постпостиндустриальных реформ", не связанные с выборами. Например, глава Сбербанка дискутировал с бывшим премьер-министром Великобритании Тони Блэром и главой сингапурской госинвестгруппы GIC Лим Сион Гуаном возможность создания "проектного офиса реформ" при правительстве России: аудитория ПМЭФ подавляющим большинством голосов выбрала именно такой вариант внутриправительственной реформы.