Пограничная зона
Крымские заключенные зависли между Украиной и Россией
Как выяснил "Ъ", почти половина заключенных, содержащихся в исправительных учреждениях Крыма и Севастополя (всего их 3111 человек), так и не получили российского гражданства. Тем из них, кто требует экстрадиции на Украину, такой возможности украинские и российские власти предоставить не могут — чиновники не могут договориться о формате этой процедуры.
Всего, как заявили "Ъ" в пресс-бюро Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), в двух крымских колониях и СИЗО содержатся 3111 заключенных, из которых гражданами России пока пожелали стать 1233 человека, причем 745 уже получили паспорта РФ. Остальные, оставаясь иностранными гражданами, отбывают сроки на территории РФ по приговорам, которые были приведены в соответствие с российским законодательством. Член президентского Совета по правам человека Андрей Бабушкин пояснил "Ъ", что заключенные с украинскими паспортами либо вовсе без паспортов не имеют права оформлять пенсию, инвалидность и, к примеру, вступать в наследство.
В начале июня уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова сообщила, что лишь 18 крымских заключенных заявили о желании сохранить украинское гражданство, а 22 зэка продолжают требовать экстрадиции на Украину. Чиновники двух стран не могут договориться о форме передачи заключенных. В офисе украинского омбудсмена Валерии Лутковской "Ъ" официально заявили, что ситуация в "стадии переписки". Неофициальные формулировки жестче: "Ситуация уже несколько месяцев как застопорилась, граждан Украины, находящихся в Крыму в местах лишения свободы, нам не передают".
"В начале февраля 2015 года к уполномоченному Верховной рады Украины по правам человека поступило обращение от ее российской коллеги Эллы Памфиловой, в котором говорилось о просьбе 22 осужденных перевести их на материковую территорию Украины для дальнейшего отбывания наказания",— сообщили "Ъ" в пресс-службе госпожи Лутковской. Российская сторона, говорят в пресс-службе, предложила передать заключенных Украине по нормам Европейской конвенции о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года. В ответ Валерия Лутковская сообщила, что применение норм конвенции юридически невозможно, поскольку "ООН и Совет Европы поддержали территориальную целостность Украины, а Крым является временно оккупированной территорией". Вместо этого госпожа Лутковская предложила правительствам Украины и России проработать другие механизмы передачи осужденных. МИД и Минюст Украины взялись за разработку специального закона, а офис Валерии Лутковской составил проект меморандума омбудсменов Украины и России о введении ad hoc механизма перемещения осужденных.
В Минюсте РФ дают понять, что запускать процедуру передачи заключенных не хочет украинская сторона. В пресс-службе ведомства "Ъ" подтвердили, что направили в Минюст Украины обращение с просьбой рассмотреть вопрос об экстрадиции согласно конвенции о передаче осужденных, но "ответы Министерства юстиции Украины до настоящего времени не поступили".
При этом до сих пор в Крыму и Севастополе не созданы общественные наблюдательные комиссии (ОНК), действующие в России с 2008 года. Закон "Об общественном контроле в РФ" дает членам ОНК право проверять СИЗО, КПЗ, колонии, составлять акты о нарушениях прав человека и участвовать в работе комиссий по условно-досрочному освобождению. Руководитель общественной организации социальной адаптации "Узорешительница" Елена Филипьева рассказала "Ъ", что крымские некоммерческие организации ждут появления наблюдательных комиссий, чтобы иметь регулярный доступ в колонии. "Пока мы туда попадаем эпизодически, только из-за неплохих личных отношений, которые сложились с руководством УФСИН в Крыму",— пояснила госпожа Филипьева. "Сложность в том, что крымские некоммерческие организации находятся либо в стадии перерегистрации, либо созданы заново и не могут делегировать своих членов в ОНК, потому что не проработали на территории РФ пять лет, как этого требует закон "Об общественном контроле в РФ"",— объяснил "Ъ" член Общественной палаты (ОП) РФ Владислав Гриб, который курирует в палате вопросы Крыма. Сейчас, как отметил господин Гриб, в ОП ищут способы, как сформировать ОНК в Крыму и Севастополе и открыть местные исправительные учреждения для контроля правозащитников. Скорее всего, пояснил член ОП, крымские ОНК будут сформированы из членов общероссийских НКО, которые будут работать в Крыму как представители этих организаций.
Кроме ОНК в Севастополе до сих пор не сформировали региональную ОП, тогда как в Республике Крым эта структура работает уже почти год. Губернатор Севастополя Сергей Меняйло лишь 15 июня подписал указ о начале формирования ОП города. Отбирать кандидатов будет сам губернатор и законодательное собрание Севастополя из числа тех, кто прожил в городе не менее пяти лет.