"Пресловутые амбиции — не прихоть лидеров, а ответ страны на вызовы времени"

Чтобы войти в число экономически суперсильных стран, России потребуется как минимум 50 лет устойчивого роста. С таким заявлением выступил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Независимый аналитик Александр Клюкин считает, что России предстоит развиваться в других условиях.

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

В Санкт-Петербурге проходит Международный экономический форум, на котором не могла не зайти речь о месте России в мировой экономике и перспективах экономического развития нашей страны. Весьма актуальное мероприятие, особенно в свете очередного продления санкций Евросоюза против России на ближайшие полгода.

А министр экономического развития России Алексей Улюкаев буквально за несколько дней до форума выступил с весьма своеобразным предисловием к нему. "Нам понадобится как минимум 50 лет устойчивого роста экономики, — заявил он в интервью ВВС, — чтобы быть в клубе действительно экономических супердержав. Но сейчас темпы роста и структура экономики гораздо скромнее, чем наши амбиции".

В устах бесстрастного экономического аналитика такой стиль и вывод логичен, но в устах министра, члена команды Путина он звучит странно. Если министр экономического развития не разделяет этих амбиций, то непонятно, что он делает в команде. А если разделяет, то непонятно, почему он так о них говорит. Я думаю всем ясно, что 50 лет безмятежного экономического роста нам никто не подарит. Не говоря уж о том, что лично проверить правильность столь долгосрочного прогноза удастся только самым молодым нашим слушателям. Исходя из этого, можно заключить, что слова министра означают, что с мечтой о вхождении России в клуб экономических супердержав можно попрощаться.

А почему, собственно? Почему мы должны заранее ставить на себе крест? С нашей территорией, с нашими ресурсами, интеллектуальными в том числе, с наши многомиллионным населением, с нашим уникальным геополитическим расположением моста между Востоком и Западом?

Никогда в истории России никакие задачи не решались со словами "дайте нам 50 спокойных лет". Почему СССР смог спустя 15 лет после разрушительной войны запустить человека в космос? В том числе и потому, что тогдашние министры, когда перед ними ставились подобные задачи, не отвечали, что развитие экономики или науки не соответствует амбициям руководства страны и потому надо лет 50 подождать. Нет, задачи ставились, и они решались.

Была и другая причина — было понимание, что пресловутые амбиции — не прихоть лидеров, не элемент политического пиара, а именно что ответ страны на вызовы времени. И сегодня статус экономической супердержавы — это основа и опора политики национальных интересов и национального суверенитета, которую выбрала страна. Без надежной экономической основы этот курс останется лозунгом.

Я говорю все это не для того, чтобы заочно пополемизировать с министром Улюкаевым. Тем более что все это хорошо бы понимать не только ему, но и всему правительству, да и всем нам. И еще мне кажется, что главный рецепт реализации амбиций — не экономический. Нужно перестать думать, что мы ни на что не способны, что раньше, чем через 50 лет, на нашей земле ничего хорошего ждать не приходится. Одним словом, надо ставить амбициозные задачи перед собой. Работать и ничего не бояться.

Вся лента