Опередили по бездорожью
Ульяновская область сохранила лидерство в нацрейтинге инвестклимата
В первом полном Национальном рейтинге состояния инвестклимата в субъектах РФ Ульяновская область, несмотря на ряд провальных показателей, снова вошла в группу лидеров наряду с Татарстаном, Калужской, Белгородской и Тамбовской областями. Самарская и Саратовская области вошли в третью группу (из пяти), Оренбургская попала в четвертую группу. В правительстве Ульяновской области уверены, что проблемные вопросы решаемы. По мнению экспертов, определенные усилия со стороны властей могут способствовать сохранению регионом высокого положения в рейтинге.
В пятницу на Петербургском международном экономическом форуме был представлен Национальный рейтинг состояния инвестклимата в субъектах РФ, согласно которому в пятерку «абсолютных лидеров по интегральному показателю» снова вошла Ульяновская область наряду с Татарстаном, Калужской, Белгородской и Тамбовской областями.
Как отмечалось на форуме, это первый полномасштабный рейтинг, год назад были озвучены итоги пилотного рейтинга для 21 региона, где Ульяновская область также была в пятерке лидеров с Татарстаном, Калужской и Костромской областями, Красноярским краем.
Согласно данным презентации, оценка регионов проводилась по четырем направлениям: «регуляторная среда» (сроки и количество процедур для регистрации предприятий, получения разрешений на строительство, подключение к электросетям); «институты для бизнеса» (эффективность работы организационных и информационных механизмов поддержки бизнеса, степень административного давления); «инфраструктура и ресурсы» (земельные отношения, дороги и телекоммуникации, доступность трудовых ресурсов); «поддержка малого предпринимательства». Как и в пилотом рейтинге, помимо объективных статданных использовались результаты опросов предпринимательского сообщества (более 200 тыс. человек). Всего — 45 показателей, сгруппированных в 18 факторов. Агрегированные показатели по каждому направлению формировались в пять уровней, где «А» — высший, «E» — самый низкий.
Согласно рейтингу‑2015, самые лучшие позиции у Татарстана, получившего максимальный уровень «А» по трем направлениям и недобравшего («В») по «поддержке малого предпринимательства». Ульяновская область фактически стоит на пятой строчке, получив максимальный индекс по «институтам для бизнеса», уровень «В» — «по регуляторной среде», «С» — по «инфраструктуре и трудовым ресурсам» и «поддержке малого предпринимательства».
Самарская область вошла в третью группу (из пяти), не попав даже в группу комфортных услови1 для бизнеса, получив минимальный индекс «E» по «регуляторной среде», в этой же группе оказалась и Саратовская область, получившая минимальный уровень «Е» по «инфраструктуре и ресурсам». Оренбургская область, где «институты для бизнеса» и поддержка «малого предпринимательства» оценены на уровне «D», вошла только в четвертую, предпоследнюю группу.
Заметим, что в прошлогоднем пилотном нацрейтинге Ульяновская область была на второй строчке, имея не высший балл («D») только по инфраструктуре и ресурсам. Теперь же определенный провал до уровня «С» наблюдается и в направлении инфраструктуры, и в направлении поддержки МСБ. Показатели состояния дорожной сети хоть и улучшились, тем не менее протяженность дорог, отвечающих нормативным требованиям, составляет 46,89 % (уровень «С»), в то время как в Татарстане таких дорог 78,21 %; отмечается заметный провал (уровень «D»)по количеству процедур, необходимых для постановки на кадастровый учет (в 2014 году Ульяновская область имела самый низкий уровень «Е» по времени регистрации прав собственности на землю и «D» — по количеству процедур регистрации); низкий процент (1,57 %) количества выпускников, получивших начальное или среднее профобразование (в Татарстане еще хуже — 0,86 %), занятых в производстве, сельском хозяйстве и транспорте. В направлении «поддержка малого предпринимательства» на этот раз регион провалился из-за показателя численности работников и ИП, занятых в сфере малого бизнеса (низший уровень «Е»), которая составляет 16,09 % от общей численности занятого населения (в Самарской области — тоже 16,09 %, в Татарстане — 25,58 %). Также в этом направлении отмечен низкий уровень «D» по показателям количества МФЦ для малого бизнеса и удовлетворенности предпринимателей условиями получения площадей в аренду (в Самарской области и Татарстане этот показатель наивысший).
Получить комментарии экспертного комитета нацрейтинга вчера не удалось. Между тем на презентации членами экспертной группы отмечалось, что данный рейтинг характеризует не столько саму инвестпривлекательность региона, сколько действия региональной власти, направленные на обеспечение комфортного делового климата. Выступавший на презентации президент РСПП Александр Шохин отметил, что низкие показатели по инфраструктуре и трудовым ресурсам присущи большинству регионов, и «проблема не только в дорогах», но и в несоответствии современным требованиям качества телекоммуникационных услуг, а также в недостаточности квалифицированных кадров в регионах, «что без участия федеральной власти не решить».
Первый зампред правительства Ульяновской области Александр Смекалин, возглавляющий блок развития региона, считает, что проблемы провальных показателей решаемы, хотя некоторые из них потребуют немалого времени. «С дорогами быстро не получится — это требует немалых средств. Что касается вопросов регистрации, это федеральная функция УФРС, на которую мы впрямую влиять не можем, но уже начали вести консультации, чтобы решить проблемы. По количеству предпринимателей есть положительная динамика, и новые решения по поддержке предпринимательства позволят ускорить процесс», — сказал вице-премьер. Он также отметил, что «год назад у региона была проблема с разрешениями на строительство, это было одной из худших практик, а сегодня стало одной из лучших». «Это показывает, что мы можем влиять на процессы, и будем это делать», — резюмировал собеседник.
Советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов, заметив, что «рейтинги носят достаточно условный характер» и все зависит от методов оценок и выбранных индикаторов, сказал „Ъ“, что «лидирующие позиции в рейтинге зависят не столько от экономических показателей, сколько от конкретных усилий самих властей». «И даже не обладая большими ресурсами, регион в состоянии сохранить лидерство. Проблему же дорог и кадров региону придется решать через оптимизацию расходов, выделяя эти направления в приоритетные», — сказал эксперт.