Слишком быстро расти некуда
Владимир Путин снизил расчетную планку роста ВВП до 3,5% годовых
Официальная планка требуемого РФ экономического роста на ближайшие годы понижена — в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме президент Владимир Путин заявил, что "достижима" в ближайшие годы задача обеспечения роста на уровне 3,5% ВВП в год. Отказ от прежнего пятипроцентного ориентира по росту — вероятно, главная экономическая новость ПМЭФ.
Второй день ПМЭФ традиционно начался с делового завтрака Сбербанка — глава госбанка Герман Греф в последние годы на этих мероприятиях инициирует достаточно жесткие дискуссии. Впрочем, вчера эта традиция не была поддержана. Критический заряд господин Греф, видимо, потратил накануне на сессии, посвященной качеству госуправления, и наиболее интересным на мероприятии было открывающее выступление министра экономики Алексея Улюкаева. Глава Минэкономики впервые с осени 2014 года заявил о наличии симптомов восстановления инвестиционного спроса в экономике (напомним, майские данные Росстата и Минэкономики оснований для таких предположений еще не давали; см. "Ъ" от 19 июня). Министр дал происходящему крайне необычную трактовку: кризис, который переживает экономика РФ, объявлен по преимуществу циклическим, причем внутренний цикл, определяющий его развитие, начался, видимо, еще до обвала цен на нефть. Нисходящая фаза цикла, по мнению господина Улюкаева, закончилась зимой 2014-2015 годов, с весны предполагается его восходящая фаза с потолком роста на пике в 2-3% ВВП в годовом измерении летом 2016 года. Это, отметим, первая такого рода оценка, очевидно не включающая в себя дополнительные внешние составляющие цикла. Министр признал, что наиболее глубокое падение внутри цикла испытывает инвестиционный спрос "и с этим сложно что-то делать".
При дальнейшем обсуждении этого предположения министру никто не возражал, в том числе и глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. Он лишь отметил, что "серьезные решения", в том числе по сокращению персонала, компании РФ будут принимать вне зависимости от хронологии спада и роста — осенью 2015-го. Министр финансов Антон Силуанов при этом де-факто подтвердил некоторое улучшение конъюнктуры, заявив о росте спроса на российские госбумаги в последнее время.
На мероприятии главой группы ФОМ Александром Ослоном также был представлен совместный исследовательско-коммуникационный проект ФОМ, АСИ, PwC и Сбербанка (см. "Онлайн" от 1 июня). Неожиданным результатом массовых опросов предпринимателей стали ответы 30% респондентов о восприятии текущего кризиса как возможности развития и 21% — оценивших это развитие как успешное.
При этом управляющий партнер PwC Игорь Лотаков констатировал, что в целом восприятие населением кризиса более пессимистично, чем в предпринимательской среде.
Утренняя повестка собственно второго дня ПМЭФ содержала два мероприятия, на которых можно было ожидать общеэкономических новостей. Во-первых, это круглый стол с участием ведущих корпоративных аналитиков, академических экономистов и экономистов госструктур (последние две группы были представлены первым замглавы ЦБ Ксенией Юдаевой, замминистра финансов Максимом Орешкиным и ректором РАНХиГС Владимиром Мау). Единой линии в дискуссии о нулевом росте мировой и российской экономики (с участием Кеннета Рогоффа из Гарварда и главы JP Morgan Chase Якоба Френкеля) не получилось, а Дэвид Ли из китайского Университета Цинхуа вообще подверг сомнению гипотезу о мировой остановке роста. Второе утреннее мероприятие — сессия ВЭБа, посвященная региональному развитию. На ней глава администрации президента Сергей Иванов представил результаты рейтинга регионального развития (подробнее см. в "Онлайн"). В десятке помимо предсказуемых Калужской области, Татарстана и Белгородской области — Тамбовская, Костромская и Ульяновская области (по словам главы администрации, в этом контексте это новые регионы-лидеры), Краснодарский край, Ростовская область, Чувашия и Тульская область. Сергей Иванов отметил "динамичность" рейтинга и пояснил, что государство рассматривает его как важный ориентир в региональной политике.
Насколько важный, через несколько часов пояснил Владимир Путин, начавший выступление именно с этого рейтинга — сразу после констатации макроэкономической ситуации в РФ. При этом президент заявил о необходимости создания "в каждом регионе" проектных офисов для реализации планов улучшения регионального инвестклимата — национальные рейтинги инвестклимата и в целом работа в этой сфере должны способствовать "распространению лучших практик" в этой сфере.
В достаточно кратком выступлении президента почти не было неожиданных новостей. Так, Владимир Путин де-факто объявил о переносе реализации "экологической реформы" и стимулирования внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) с 2016 на 2019 год. Напомним, против быстрого внедрения проекта по НДТ выступала РСПП. Кроме того, было анонсировано стимулирование проектов по трансферту технологий (будет дано соответствующее поручение правительству), объявлено о готовности широкой поддержки Национальной технологической инициативы и подтвержден заявленный накануне тезис первого вице-премьера Игоря Шувалова о том, что рост торгово-экономического сотрудничества с Азией не означает сворачивания интеграционной повестки с традиционными западными партнерами.
После довольно предсказуемых выступлений премьер-министра Греции Алексиса Ципраса (принципиально новых заявлений по сотрудничеству РФ--Греция и по позиции этой страны в торговле с кредиторами из ЕС и МВФ в нем не содержалось), вице-премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли и вице-президента Мьянмы Ньян Туна пленарная сессия перешла в ответы на вопросы. Здесь Владимир Путин сообщил, видимо, наиболее значимую, хотя и относительно техническую новость: макроэкономическим ориентиром роста в ближайшие годы будет 3,5% ВВП в год при росте производительности труда "на уровне 5%" и снижении инфляции до 4%. Новая цель по динамике ВВП называется впервые, ранее президент поручал правительству обсуждать в качестве среднесрочного ориентира восстановление темпов роста до 5% ВВП в год. Неприятие сознательного стимулирования низкокачественного роста, видимо, можно считать поддержкой отказа от стимулирования динамики ВВП госрасходами, к которой сейчас склоняется правительство. Названный оптимум роста в 3,5% более реалистичен, чем пятипроцентный, если версия Алексея Улюкаева о циклической природе кризиса 2014-2015 годов близка к истине.