Владивосток отправили в свободное плавание
Принят законопроект о льготах для портов Приморья
Законопроект "О свободном порте Владивосток" одобрен вчера Госдумой в первом чтении. Его авторы из правительства пообещали Госдуме, что выдаваемые существенные налоговые льготы вместе с развитием транспортно-логистической инфраструктуры к 2034 году увеличат валовый региональный продукт (ВРП) Дальнего Востока на треть. Депутаты против льгот не возражали — их беспокойство вызвал упрощенный визовый режим и неограниченный прием на работу иностранных граждан. Также парламентарии выразили опасения за обороноспособность страны: во Владивостоке базируется Тихоокеанский флот.
Вчера Госдума в первом чтении одобрила пакет законопроектов о свободном порте Владивостока — помимо базового проекта это еще поправки в Налоговый кодекс и в полтора десятка связанных законов. География свободного порта, создаваемого на 70 лет, охватывает помимо Владивостока порты юга Приморского края — Находка, Зарубино, Посьет и другие.
Как отметил представивший новации замглавы Минвостокразвития Кирилл Степанов, они направлены на ускорение экономического роста Приморского края и Дальнего Востока в целом. Так, ВРП Приморского края к 2034 году должен вырасти в 3,4 раза, а всего федерального округа — на 34%. Объем инвестиций в транспортно-логистические проекты к 2030 году составит 960 млрд руб., количество рабочих мест к 2034 году увеличится на 470 тыс. Финансирование инфраструктуры будет осуществляться в основном на условиях государственно-частного партнерства, отметил Кирилл Степанов.
Выступивший содокладчиком первый зампред комитета по экономической политике Анатолий Карпов сообщил, что резидентам порта обещан упрощенный режим контроля при пропуске грузов, работа таможни по принципу "одного окна". Кроме того, будет действовать режим свободной таможенной зоны, который позволит освобождать ввозимое оборудование от уплаты импортной пошлины и НДС. В течение первых пяти лет после начала прибыльной деятельности налог на прибыль будет не выше 5% (вместо стандартных 20%), а в следующую пятилетку — не менее 12%. Резиденты будут освобождены от уплаты налога на имущество организаций и на землю. Также снизятся совокупные отчисления во внебюджетные фонды — с 30% до 7,6%. При наличии поручительства управляющей компании в ускоренном порядке (за десять дней) будет возвращаться НДС.
У депутатов часть льгот вызвала вопросы: Максима Щепинова (ЛДПР) заинтересовало, как будут компенсироваться выпадающие доходы внебюджетных фондов. Кирилл Степанов пояснил, что из всех страховых взносов предприятий Дальнего Востока взносы в 13 муниципальных образованиях, затрагиваемых новым режимом, сейчас составляют менее 1%, то есть выпадающих доходов будет мало.
Опасения думцев вызвал и упрощенный порядок въезда на территорию свободного порта — визу на восемь дней можно будет получить в аэропорту, а резиденты смогут привлекать иностранных рабочих без ограничений. Николай Рябов (КПРФ) увидел в этом угрозу "аннексии" Китаем Дальнего Востока. Новые рабочие места, уверен он, будут созданы не для российских, а для иностранных граждан. "А потом они осядут, так мы сегодня создаем условия для передачи Дальнего Востока",— возмущался депутат.
Наконец, взволновала парламентариев и обороноспособность страны: депутаты Олег Куликов (КПРФ) и Михаил Моисеев ("Единая Россия") напомнили, что Владивосток долгое время был закрытым портом, поскольку там базируется Тихоокеанский флот. "Как сохранить те секреты, которые обеспечивают национальную безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе?" — спросил господин Моисеев. Проект согласован с Минобороны, успокоил Кирилл Степанов, а зона свободного порта не включает территории дислокации воинских частей и подразделений вооруженных сил. Более того, за счет создания инфраструктуры, которая будет носить транспортно-логистический характер, "мобилизационные способности региона даже улучшаются", заверил он.