Санкционное открытие
Начался 37-й Московский международный кинофестифаль
Несмотря на то, что в этом году ММКФ стукнуло 80 лет со дня основания, экономический кризис фестивалю по-юбилейному масштабно разгуляться не дал. Церемония открытия, хотя и с присутствием иностранных кинозвезд, в лице британской актрисы Жаклин Биссет и режиссера-классика Жан-Жака Анно, прошла без дорогой помпы, а сам фестиваль продлится восемь дней, вместо традиционных десяти.
Торжественная церемония открытия 37-го Московского международного кинофестиваля прошла накануне вечером в театре «Россия». Проход по красной дорожке длился полтора часа и, несмотря на то и дело возникавшие тучи, позволил показать гостям их вечерние туалеты. Встречали всех Татьяна и Никита Михалковы, причем президент фестиваля изменил традиционному шарфу и посылал воздушные поцелуи в бабочке. Парад иностранных звезд свелся к появлению 70-летней британской актрисы Жаклин Биссет со сломанной ногой (результат прогулки по Москве в первый же день) и председателя жюри основного конкурса, режиссера-классика Жан-Жака Анно. Члену жюри Биссет, обладательнице «Золотого глобуса» и Ордена Почетного Легиона, в этот вечер суждено было получить еще и приз имени Константина Станиславского «за покорение вершин актерского мастерства». На церемонии она посетовала, что живя в Лос-Анджелесе, не имеет возможности смотреть русские фильмы, но на фестивале она это недостаток планирует восполнить. Вспомнила она и господина Путина, с которым, по ее словам, она десять лет назад вместе с Никитой Михалковым имела честь позавтракать. «Я вышла с него такая воодушевленная!»,— непосредственно признавалась звезда эротической мелодрамы «Дикая орхидея».
Представлять же цвет отечественной киноиндустрии пришла вся новая женская волна: Екатерина Вилкова, Равшана Куркова, Виктория Исакова, Анна Чиповская, Дарья Мороз, Светлана Иванова, Светлана Устинова. Рената Литвинова появилась в идеальном фестивальном наряде, а Светлана Ходченкова впервые продемонстрировала широкой публике свое обручальное кольцо. Актер Максим Аверин от счастья, видимо, что именно ему доверили вручать приз самой Биссет, исполнял художественные прыжки на красной дорожке, а между ними рассказывал представителям разных СМИ о том, как же «здорово, что у нас еще есть такие праздники как фестиваль». По мнению артиста, именно фестиваль дает возможность показать свою работу, чтобы она не утонула в вихре интернета, и картину обязательно увидел зритель.
Помимо актрис, старавшихся наперебой блистать платьями, внимание то и дело привлекали разной степени изобретательности шоумены. Например, Владимир Жириновский с отдельным юношей для селфи-палки, оглашал окрестности истошными криками «весь мир вас увидит» в адрес фотографов и позировал. Или запыхавшийся певец Алексей Воробьев, рассказывающий журналистам, как он, боясь опоздать, приехал на церемонию на метро. Модный эксперт и телеведущая Эвелина Хромченко радовала взор образом греческой богини.
Президент России Владимир Путин направил приветственную телеграмму участникам и гостям, которую на церемонии открытия зачитал заместитель министра культуры Григорий Ивлиев. В записке настоятельно желалось фестивалю успешного старта, кроме того президент выражал уверенность, что 37-й киносмотр пройдет в атмосфере взаимопонимания, созидания и творчества, а фильмы будут показаны глубокие и вдумчивые. Ведущими торжества выступили актрисы Дарья Мороз, Юлия Ауг, Светлана Устинова, Светлана Иванова и Виктория Исакова, скучно читавшие текст по бумажке. Они представили жюри разных программ конкурса — документальных картин, короткого метра. Судить основной конкурс будут актриса Жаклин Биссет, немецкий сценарист Фред Брайнерсдорфер, режиссер Алексей Федорченко, получивший, кстати, на недавно завершившемся «Кинотавре» приз «За лучшую режиссуру», латиноамериканский продюсер Фернандо Соколович.
Как и всегда на самой церемонии, чествовали важных юбиляров. На этот раз ими оказались Петр Ильич Чайковский и Киностудия имени Горького. «Домисольки» вместе со Светланой Светиковой в честь студии жутко спели нечто, отдаленно напоминающее «Прекрасное далеко» и «Млечный путь». Больше повезло Петру Ильичу. Фортепианное трио «Bel Suono» сносно исполнило попурри из произведений Чайковского, во время которого на экране продемонстрировали нарезку из тех фильмов, в которых музыка Чайковского звучала — от «Талантливого мистера Рипли» Энтони Мингеллы и «Сенсации» Вуди Аллена до «Черного лебедя» Даррена Аронофски. Развлекательную часть программы составило и видеобращение космонавта Алексея Леонова, знаменовавшее еще один юбилей — полвека назад он стал первым человеком в открытом космосе.
Собственно, это были все видео на Международном кинофестивале. Недофинансирование снять ролики о программах или о лауреате премии Станиславского организаторам, видимо, не позволило, так что пришлось смотреть на фотографии. Укоротилась и конкурсная программа фестиваля, состоящая всего из 12 фильмов, три из которых — российских режиссеров: «Арвентур» Ирины Ефтеевой, «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе (копродукция России, Германии и Великобритании) и «Орлеан» Алексея Прошкина.
Хотя слово «санкции» господин Михалков произносил меньшее количество раз, чем в прошлом году, не упомянуть их вовсе он не смог. Свое появление на сцене президент фестиваля начал с сакраментальной шутки: «Ну, вот и пришел 37-й!». Режиссер отметил, в какое тяжелое время мы все живем, однако, относилось это к кризису творчества: «Где-то зарождается молодой кинематограф Азии, Латинской Америки и где-то нисходит постепенно кино старого мира. Все меньше идей, все меньше того, что трогает сердце, все больше того, что должно шокировать, но не волнует и это очень серьезный вызов для серьезного кино». Наконец, после речи, полной других грустных мыслей, Никита Михалков решил представить главу нынешнего жюри и позвал на сцену режиссера «Семи лет в Тибете» и «Имени розы» Жан-Жака Анно. Весь обряд инициализации с традиционной гигантской золотой цепью со Святым Георгием, которая вешается на шею каждого председателя жюри, Жан-Жак жутко стеснялся, а потом вспомнил, как в первый его приезд в Москву с ним захотела увидеться сама вдова Эйзенштейна. Как оказалось, Анно пил чай из чашки великого режиссера и сидел в его кресле.
Вместе с Ксавье Кастано оскароносный режиссер представил свой немногословный фильм «Тотем волка», снятый в Монголии по одноименному роману китайского писателя Цзян Жуна. Съемочнй процесс длился почти семь лет. Для истории взаимоотношений людей и природы, в которой китайский студент отправляется в Монголию изучать популяцию волков и спасти их от уничтожения властями, были выращены редкие степные волки. Анно вообще анималистическая тема близка: в «Медведе» у него дружат, как несложно догадаться медведи, а в «Двух братьях» главными героями становятся тигрята. На этот раз настала очередь волков.