Гидроэлектроаэропорт

Красноярская ГЭС купила Емельяново

Конкуренция инвесторов за красноярский аэропорт Емельяново оказалась крайне жесткой. Стартовая цена аукциона была превышена более чем вдвое и достигла 4,05 млрд руб.— столько заплатит за 51% акций управляющей компании аэропорта Красноярская ГЭС Олега Дерипаски. На рынке сумму называют завышенной и не уверены, что при затратах на пассажирский терминал в 5 млрд руб. инвестиции удастся легко вернуть.

Фото: Виталий Безруких, Коммерсантъ

В пятницу власти Красноярского края объявили, что победителем аукциона на покупку 51% акций АО "ЭРА Групп", управляющего красноярским аэропортом Емельяново, стала Красноярская ГЭС (КрГЭС) "Евросибэнерго" Олега Дерипаски, предложившая 4,05 млрд руб. ГЭС обошла на 50 млн руб. "Аквамарин" Романа Троценко (владелец аэропортового холдинга "Новапорт"). "Емельяново-Инвест" (90% — у "Реновы" Виктора Вексельберга), по словам источника "Ъ" в правительстве края, остановился в районе стартовой цены в 2 млрд руб. По условиям аукциона, если победитель не выкупит актив, то его передадут инвестору, занявшему второе место.

Емельяново — крупнейший аэропорт Центральной и Восточной Сибири, в нем работают 30 авиакомпаний, летающих по 75 направлениям, есть грузовой терминал. Пассажиропоток в 2014 году — 2 млн человек. В 2013 году выручка составила 1,3 млрд руб., чистая прибыль — 30 млн руб.

В "Базовом элементе" (объединяет активы господина Дерипаски, в том числе аэропортовую "Базэл Аэро") сообщили, что финансировать сделку и участвовать в проекте будут "профильные структуры группы вместе с двумя внешними инвесторами — российским и международным", переговоры с ними сейчас ведутся. В начале года консорциум "Базэл", РФПИ и сингапурской Changi победил в конкурсе на 100% акций ЗАО "Терминал Владивосток" и 52,16% ОАО "Международный аэропорт Владивосток". Два других участника красноярского аукциона отказались от комментариев.

Как сообщил глава правительства Красноярского края Виктор Томенко, в течение десяти дней краевой Центр транспортной логистики и КрГЭС должны заключить договор купли-продажи, следует также подписать акционерное соглашение по "ЭРА Групп" и инвестсоглашение. Речь идет о строительстве пассажирского терминала на 2,5 млн пассажиров в год к декабрю 2017 года. До этого декабря нужно заключить контракт с генподрядчиком и начать работы.

Пока изменений стоимости проекта нет (строительство терминала оценено в 5 млрд руб.), рассказал господин Томенко, не исключив, что цены в связи с социально-экономическими изменениями "могут вырасти", а разработанный "Аэропортами регионов" проект модернизации аэропорта скорректируют. В 2013 году "Аэропорты регионов" и "Интерпорт" (структура ХК "Интеррос", владеет грузовым терминалом) подписали соглашение о развитии аэропорта, но законодательное собрание края настояло на отборе инвесторов. Определиться с проектом край и покупатель намерены до конца года.

Источники "Ъ" в отрасли называют цену, предложенную за "ЭРА Групп", завышенной. Вернуть инвестиции за восемь-десять лет только за счет пассажирских перевозок маловероятно, говорит один из собеседников "Ъ", особенно с учетом того, что в периметр бизнеса не входит ТЗК. Возможно, при помощи сделки решались другие задачи, не имеющие прямого отношения к аэропортовому бизнесу, предполагает еще один источник "Ъ". В последнее время в России больше — около 6 млрд руб.— платили за аэропорт Владивостока, но его инфраструктура была обновлена к саммиту АТЭС-2012. В марте "Новапорт" Романа Троценко заплатил за 75% акций аэропорта Большое Савино в Перми (пассажиропоток — 1,3 млн человек) вдвое больше стартовой цены — 1,5 млрд руб.

В практике сделок с аэропортовой инфраструктурой есть два основных источника возврата вложений помимо поддержки внешнего инвестора, отмечает партнер международной юрфирмы Herbert Smith Freehills, специалист по ГЧП Ольга Ревзина. Инвестор может планировать окупаемость из прогнозного пассажиропотока, но тогда нужно понимать, за счет чего перевозки будут расти. Она добавляет, что нередко регион предлагает минимальную гарантированную доходность вложений, например возмещая инвестиции в отсутствие пассажиропотока.

Дмитрий Мальков, Красноярск; Елизавета Кузнецова

Вся лента