Три года без права на ошибку
Промышленность ждет экзамен в ВТО
Низкая стоимость энергоресурсов и труда, поддерживаемая недавней девальвацией рубля, позволит российским обрабатывающим компаниям сохранять относительную конкурентоспособность не дольше трех ближайших лет. Об этом говорится в докладе "Вызовы конкурентоспособности в условиях членства России в ВТО" московского Центра международной торговли (ЦМТ). При отсутствии качественного сдвига в экономической и финансовой политике государства 2018 год, в котором закончится действие большинства согласованных с ВТО защитных мер, станет "моментом истины для многих" компаний.
Сборник аналитических статей "Вызовы конкурентоспособности в условиях членства России в ВТО" был представлен на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. ЦМТ подробно анализирует конкурентоспособность основных российских отраслей на внутреннем и внешнем рынках, рассматривая институциональные и структурные меры политики повышения конкурентоспособности в условиях ВТО, а также региональный и страновой опыт применения таких мер.
Выводы авторов доклада во многом неутешительны. Обеспечивавшие быстрый экономический рост в начале 2000-х относительно дешевые первичные факторы производства — труд и энергия — себя фактически исчерпали. В 2014 году уровень производительности труда в среднем по экономике РФ составлял 40% от уровня стран ОЭСР (44% — в металлургии, 25% — в машиностроении) при зарплате в 40% от уровня развитых стран. В некоторых отраслях (как в машиностроении) удельные затраты на труд уже превысили уровень среднеразвитых стран Восточной Европы — основных конкурентов РФ в борьбе за иностранные инвестиции. Притормозить соответствующую динамику позволила девальвация рубля, что понизило зарплаты в долларовом выражении на 43% в начале 2015 года. Но демографические проблемы ближайшего будущего снова заметно повысят издержки, ожидают авторы исследования.
Схожая ситуация наблюдается и в области энергоресурсов. Хотя с 2009 года внутренние цены на газ и электричество в РФ росли быстрее, чем в ЕС и США, они остаются самыми низкими среди стран БРИКС и ОЭСР. Уровень же удельных затрат на энергию в базовых промышленных отраслях остается в несколько раз выше, чем в США. По сравнению со средним уровнем стран ОЭСР на 1 кВт в РФ производится на 40% меньше добавленной стоимости в сельском хозяйстве и на 92% — в целлюлозно-бумажном производстве. Как и в случае с трудовыми издержками, экстенсивно увеличить долларовую конкурентоспособность промышленникам позволила девальвация. Но и этот эффект на фоне укрепления реального эффективного курса рубля и опережающего роста тарифов над инфляцией лишит промышленников этого преимущества через три года, указывают аналитики.
Впрочем, слабый рубль не стимулирует модернизацию производства, которая и так практически остановилась из-за высоких внутренних процентных ставок и закрытия внешних долговых займов. Снизить ставки до приемлемого уровня в обозримом будущем будет невозможно даже не из-за заметного уровня инфляции, а из-за высоких кредитных рисков и отсутствия должного уровня конкуренции между банками.
В этих условиях конкурентные позиции российской обрабатывающей промышленности на мировом рынке остаются низкими (см. график), а на внутреннем рынке "провал конкурентоспособности" наблюдается в машиностроении (62% импорта), производстве одежды и обуви (70%), электронного и оптического оборудования (53%). Достаточно твердые позиции занимают лишь пищевики (20% импорта). Однако уже в 2018 году уровень тарифной защиты в сельском хозяйстве и промышленности по соглашению с ВТО в среднем должен быть снижен вдвое, что станет "моментом истины для многих предприятий". Фактически у государства есть три года, чтобы настроить качественные инструменты финансовой, торговой и бюджетной поддержки экономики, заключают эксперты.