"Главная проблема российского бюджета состоит в его перекошенной структуре"
На минувшей неделе Госдума приняла очередные поправки в бюджет. Основной его проблемой по-прежнему остается его структура, считает экономист Сергей Алексашенко.
"У нас устойчивый бюджет", — заявил Владимир Путин, выступая на Экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Я не знаю, что вкладывал в эти слова российский президент. Но, глядя на то, как идет процесс подготовки бюджета на следующий год, какие идеи рождаются в недрах Минфина, какие заявления делают российские министры и чиновники, я бы поостерегся давать бюджету такую характеристику.
И дело даже не в том, что больше чем на половину доходы казны зависят от мировых цен на нефть, которые явно неподконтрольны российским властям и предсказывать которые — самое неблагодарное занятие. Главная проблема российского бюджета, на мой взгляд, состоит в его перекошенной структуре.
На протяжении последних лет в бюджете устойчиво росла доля социальных расходов, включая пенсии, которые российское законодательство предписывает ежегодно индексировать по инфляции. Сегодня кризис, разогнав инфляцию, заставляет индексировать социальные расходы быстрее, чем растут доходы бюджета и Пенсионного фонда. Реализуемая одновременно с этим несоразмерно огромная программа расходов на оборону и силовые структуры уже заставила сократить многие инвестиционные программы, трансферты регионам, расходы на образование, науку и здравоохранение.
В результате Минфин столкнулся с выбором между плохим и очень плохим решением. То ли проиндексировать социальные выплаты по закону и после этого забыть про все расходы, связанные с развитием инфраструктуры и человеческого капитала. То ли оставить какие-то деньги на финансирование программ развития, но отказаться от индексации части социальных выплат и зарплат бюджетникам. То ли внять аргументам социального блока и еще раз национализировать пенсионные накопления граждан, в очередной раз пообещав, что это в последний раз. То ли в срочном порядке пропихнуть закон и начать повышение пенсионного возраста. А то ли просто перестать стоять железобетонной стеной, отстаивая никому непонятную логику сокращения бюджетных расходов и согласиться на наращивание бюджетного дефицита.
Каждое из этих решений имеет свои счетные плюсы для казны и понятные минусы для экономики. Ни одно из этих решений не является оптимальным и, уж тем более, не может стать частью фундамента светлого будущего. Скорее, наоборот — любое из этих решений означает пусть маленький, но вычет из экономического роста.
Я не сомневаюсь — бюджет будет спланирован. И Владимиру Путину объяснят, что он хороший и устойчивый. И, возможно, даже на следующем форуме он произнесет ту же самую фразу. Только почему-то мне кажется, что какое бы решение сегодня ни выбрал Минфин, оно не добавит бюджету устойчивости, а, напротив, заложит под будущее нашей страны огромную мину, которая обязательно взорвется. По-другому в экономике, к сожалению, не бывает.