"Нам не надо баловаться с ответными санкциями"
Евросоюз продлил экономические санкции до конца января 2016 года. Об этом сообщила в своем микроблоге в Twitter представитель внешнеполитической службы ЕС Сюзан Кифер. По ее словам, главная цель этого решения — заставить Россию выполнять минские соглашения. Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников обсудил тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Максимом Митченковым.
Ограничения, которые были введены Евросоюзом в августе прошлого года, касаются финансирования российских банков, запрещают экспорт высокотехнологичного оборудования в области энергетики, а также продажу оружия и некоторых видов гражданских товаров военного назначения.
— Как вы считаете, какой эффект будет от этих санкций, были ли власти к этому готовы?
— Власти были к этому готовы, и тому способствовала обстановка истерики, которую Америка пыталась нагнетать и транслировать на европейские страны, боясь того, чтобы кто-то из европейцев выскочил из этого круга, но все-таки европейцы не смогли не подчиниться сегодня Америке при ее доминировании в Европе и оставили свое решение в силе. Для меня было ясно это ранее, когда постпреды европейских стран собрались и приняли такое решение, уже было ясно, что ни одна европейская страна не заявит о неприсоединении, непродлении санкций, значит все остается делом техники.
Но нам не нужно жить от санкций к санкциям, нам нужно понять, что санкции, особенно американские, надолго, а вот европейские отменят, но от этого нам особо ни холодно, ни жарко, потому что в лучшем случае санкционный список из людей будет отменен, в который я вхожу. Но финансовые санкции, от которых страдает Россия и российский финансовый рынок, не изменятся, потому что финансы в Европе контролируются Америкой, а значит, они подвержены американским санкциям, которые будут очень долго, судя по поправке Джексона-Вэника, которая тоже отменялась, — у нас евреи вернулись в Россию, а она все еще действовала, СССР уже не было, — а значит, эти санкции будут действовать и в отношении этих финансовых рынков. Вспомните, BNP Paribas не так давно оштрафовали на несколько миллиардов долларов за нарушение санкций с Ираном.
— В Америке частенько штрафуют банки за нарушение подобных санкций
— Ну, это же не в Америке, BNP Paribas — это в Европе.
— Да, но и французы там. Господин Калашников, когда могут санкции-то отменить, ваш прогноз, сколько лет на это потребуется?
— Да меня это совершенно не волнует. Мой прогноз, что их отменят быстро, но меня это мало волнует. Может быть, это волнует вас или кого-то еще. А какие санкции вы хотите отменить? Вот я в санкционном списке, меня это должно волновать больше, чем вас, но меня это мало волнует. А для России санкции от Европы — это в основном недопущение к финансовым рынкам, которые контролируют все равно США. Вы попробуйте завтра занять у швейцарских банков, вы все равно этого не сделаете, пока американцы не отменят санкции, а не европейцы.
— То есть по-вашему получается, что Россия уже к этим санкциям адаптировалась и без западных денег способна существовать?
— Адаптировалась. Спокойно надо двигаться, спокойно идти. Песков сказал о принципе взаимности, но это же тоже иллюзия, какой принцип взаимности? Принцип взаимности — когда посла выслали или разведчика, и мы выслали. А это не принцип взаимности. Для нас гораздо болезненнее, чем для Европы, введение этих санкций. И не нужно обманывать себя или радиослушателей. Конечно же, здесь взаимности не получится. Здесь взаимно такой ущерб им не нанесешь, какой они нанесли нам.
Но мы к ним адаптировались, слава богу, и надо двигаться спокойно и поднимать собственный рынок. Да, к финансовому рынку прорываться надо на Востоке, он не такой простой, он для нас не открылся, в Китае, например, потому что там тоже есть сложности своего рода. Но его надо дальше развивать, двигаться, ничего страшного. Развивать сельское хозяйство, промышленность, и все. Другого пути у нас нет.
— Вы предлагаете ужесточить санкции России по отношению к ЕС, чтобы уравновесить?
— Нет, не надо ничего ужесточать, наоборот, я-то вообще предлагал никакие санкции ответные в этом смысле не принимать, потому что нет принципа взаимности здесь никакого. Мы не можем им нанести такой взаимный ущерб, какой они нам, введением этих санкций. Ну и не надо баловаться с этим, это все так, иллюзии.