Аллергия на Капелло
Что же все-таки ждет главного тренера российской сборной? Размышления Александра Горбунова
Сериал, связанный с приключениями итальянца Фабио Капелло в России, а попутно и с ужасной игрой сборной, превращается в бесконечный, не становясь, правда, от этого более содержательным
Июньское заседание исполкома Российского футбольного союза загодя называли "историческим" и "судьбоносным". Еще бы! От участников собрания требовалось определиться с датой проведения внеочередной конференции РФС, на которой предстоит выбрать нового руководителя организации, и — самое главное — решить судьбу главного тренера сборной России Фабио Капелло. Оставить или уволить после бездарно проведенных командой отборочных матчей чемпионата Европы и резонансного домашнего поражения от Австрии в важнейшей встрече.
Но вдруг выяснилось, что исполком — главный, можно сказать, орган российской футбольной власти — не вправе принимать решение по кандидатуре главного тренера национальной команды. "Исполком,— поведал его член, президент ЦСКА Евгений Гинер,— голосовать по вопросу разрыва контракта с Капелло не должен. Когда президентом РФС был Сергей Фурсенко, мы приняли решение, что этот вопрос решает глава организации. В уставе прописано, что исполком не наделен полномочиями назначать или снимать тренера сборной. И сам Никита Павлович (Симонян) за это голосовал, и именно он теперь единолично будет принимать решение".
Лишний раз подчеркнута беспомощность исполкома РФС, который не в состоянии самостоятельно решать такие серьезные вопросы, как назначение и увольнение тренера сборной страны. Только и может исполком, как оказалось, на "историческом" и "судьбоносном" заседании, что попрать спортивный принцип и волевым порядком включить в число участников чемпионата России в первом дивизионе команду, не сумевшую пробиться в него из второй лиги,— "Зенит-2". И сделал это исполком на следующий день после того, как общее собрание клубов первого дивизиона проголосовало против появления в их рядах команды, права такого не заслужившей.
Надоевшие донельзя споры о зарплате Капелло, его бонусах и причитающейся в случае увольнения компенсационной сумме отправили в глубокую тень сам футбол, уровень сегодняшних тренерских возможностей итальянца и качество игры российской команды. Оно между тем удручающее. Нельзя не согласиться с лаконичным и точным определением главы президентской администрации Сергея Иванова, известного болельщика и знатока спорта, назвавшего игру сборной России после матча с австрийцами "убожеством".
Вряд ли творцом этого "убожества" следует объявлять только Капелло. 69-летним тренером пройден, по всей вероятности, пик его квалификации, он трудится по инерции, пользуется старыми наработками (бразильский чемпионат мира только подтвердил это наблюдение), у него, насколько известно, нет доверительных отношений с футболистами, с которыми он разговаривает при посредстве переводчика, что практически всегда исключает переход на одну волну понимания поставленных задач и их выполнения. Чем дольше продолжается сотрудничество итальянского специалиста с российскими игроками, тем более гнетущей становится атмосфера внутри команды, которую перестали опасаться даже такие соперники, как Корея, Алжир, Бельгия, Молдавия и Австрия.
Капелло, если вспоминать игру с австрийцами, совершил несколько сугубо тренерских ошибок. Он, к примеру, всякий раз сетуя на отсутствие у своих подопечных должной командной скорости, в матче с Австрией вместо того, чтобы добиться резкости за счет появления в составе быстрых футболистов, выпустил на поле с первых же минут сразу трех полузащитников-тихоходов (Широкова, Глушакова и Иванова). Никакой приличной скорости они, конечно же, задать команде не могли, поскольку игра пешком этому занятию никак не способствует.
Итальянский тренер просматривает много матчей чемпионата России (ни один из его иностранных предшественников — ни Гус Хиддинк, ни Дик Адвокат — не ездил по стране столько, сколько Капелло), но такое ощущение, что с годами он не самым лучшим образом стал ориентироваться в игроках. Главный тренер, скажем, так и не удосужился подобрать более или менее приемлемую замену двум центральным защитникам — Игнашевичу и Березуцкому. Стоило Игнашевичу перед матчем с Австрией заболеть, а Березуцкому в самом начале встречи получить травму, как в центре обороны появилась пара Новосельцев — Чернов. Первый играет в одной из самых слабых на сегодня российских команд — "Ростове", пропустившем в чемпионате 51 гол. Вместе со вторым Капелло вполне может попасть в Книгу рекордов Гиннесса: 19-летний Чернов провел при итальянском тренере два матча за сборную (товарищеский с белорусами и официальный с австрийцами), ни разу не сыграв за свой клуб — ЦСКА — в чемпионате России.
Соавторами Капелло по созданию игрового "убожества", конечно же, являются футболисты. Не выстроенная во многом по вине тренера игра не повод, наверное, для того, чтобы не отдаваться ей полностью, не биться на поле "не щадя живота своего" и наплевательски относиться к тем, кто приходит команду поддерживать (не секрет, что зрителей на матчах сборной становится все меньше и меньше). Капелло не имеет никакого отношения к тому, что резко сдал в последнее время один из самых высокооплачиваемых игроков — динамовский нападающий Кокорин, которого итальянец, помнится, еще два года назад называл самым талантливым российским футболистом и сулил ему большое будущее. Сейчас этот "талант" не попал даже в традиционный список 33 лучших футболистов сезона. Капелло же, либо не желая замечать заметно снизившийся уровень игры Кокорина, либо продолжая консервативно доверять только динамовцу, так и не решился заменить "сытого" футболиста. Результат — ноль мячей в чужих воротах.
Принято считать, что российские игроки не едут в зарубежные клубы (даже в именитые) только потому, что не хотят туда ехать, хорошо зарабатывая в РФ и прекрасно понимая, что таких денег, как здесь, им никто не предложит. Это не совсем так. Не едут они за границу потому прежде всего, что их туда не зовут. Главная причина — качество игры. Западноевропейские клубы, в отличие от российских, благотворительностью не занимаются и футболистов, играющих через пень колоду — так, как наши играли с австрийцами,— приобретать не собираются.
Вариантов применительно к Капелло нынче два. Оставить и уволить. В обоих случаях нет смысла вдаваться в детализацию вопросов, связанных с взаимоотношениями между итальянским тренером и его работодателями. В них — в вопросах этих — даже серьезный юрист, как показывают события, ногу сломит: настолько все непрозрачно, витиевато и развернуто в одну, тренерскую, сторону. И в обоих случаях нет гарантии, что команда попадет в финальную стадию чемпионата Европы 2016 года.
Если "оставить", то негативные тучи над сборной — прежде всего из-за Капелло, на которого у публики уже аллергия,— будут только сгущаться. Если "уволить", то помимо необходимости выполнения всех финансовых обязательств перед итальянцем автоматически возникает вопрос: кто вместо него? Будет ли это (для начала) промежуточный тренер, перед которым поставят лишь одну задачу — довести отборочный цикл до конца, а затем попросят освободить место? Или же сразу займутся поисками специалиста, надо полагать, на этот раз только российского, которому предстоит доиграть отборочный турнир, а потом готовить сборную России к чемпионату мира 2018 года. Фамилии возможного преемника Капелло на неделе называли разные — Леонид Слуцкий (ему придется в таком случае покинуть ЦСКА), Олег Кононов (успешно работал с "Краснодаром" и признан лучшим тренером сезона), Александр Бородюк (отлично ассистировал Хиддинку и Адвокату, и многие специалисты пророчили его появление у руля сборной еще в 2012 году) и опытнейший Юрий Семин, недавно приступивший к работе с махачкалинским "Анжи".