"Россия ведет крайне пассивную стратегическую политику"
Глеб Павловский о новой холодной войне: "Конечно, это не та холодная война, комфортабельная в каком-то смысле для всех, когда было два ответственных центра принятия решений на весь мир. Все, кто даже в этом не участвовал, все слушались, были дисциплинированы. Сегодня ничего такого нет. Это хаотическая холодная война с множеством фронтов, в том числе партизанских, где стороны разными способами будут подрывать позиции друг друга. Ее можно называть холодной, пожалуйста. Но эти метафоры в политике обычно только мешают. Холодная война — скорее, пропагандистский уровень. Режим санкций — режим глобального управления, в том числе и Россией. Когда ты только реагируешь на то, что делает другой, то ты переходишь в режим внешнего управления. Если мы не будем тупо прямо реагировать, то мы просто вернемся к собственной политике, и тогда не получится нами управлять".
О российской политике: "Мы ведем крайне пассивную стратегическую политику при оглушительной трескотне о контрнаступлении и подобных кондитерских радостях. Россия ведет себя как полумертвое тело, но говорящее, сонный болтун, который все время что-то говорит, предъявляет претензии, обижается. Ошибка в политике — рассказывать о своих обидах. Это худшее, что можно делать, потому что ты выдаешь свои слабые стороны, рассказываешь на весь мир о своих неврозах, весь мир этим пугаешь. Ну, кто любит иметь дело с невротиком? Надо поменьше болтать. Не может быть центром притяжения страна, которая подчеркивает только свои отличия. Сегодня надо меньше пугать попусту. Ядерный потенциал — такая вещь, о которой не надо говорить, не надо напоминать. Очевидно, что мы потеряли сейчас элементарную сдержанность. Впечатление страны, в которой где-то перегорел блок управления. Где центр управления? Не понятно. Из Кремля по телефону нельзя управлять такой страной. Все нервничают, и это не тот страх, который нам полезен".
О переносе выборов в Госдуму и разговорах о проведении досрочных выборов президента: "Первое практически уже состоялось. Можно считать, что выборы почти уже перенесены, процесс запущен. Решение уже явно будет. Во втором случае мы имеем дело со странным зондажем. Меня огорчает, что Кудрин втянулся в этот процесс, где достаточно просто кого-то из наемных комментаторов. Это все та же наша ошибка: мы преувеличиваем рациональность действий сегодняшней власти. Безусловно, вначале была какая-то выглядящая рационально формула, что, мол, нам надо расчистить период перед президентскими выборами, увеличить какой-то маневр, увеличить время маневра, используя при этом высокий рейтинг власти. Процесс шел бюрократическим путем, цель забылась, и она превратилась, как часто у нас бывает, в какую-то самоцель. Это превратилось в довольно бессмысленное действие. Какие-то плюс 5% не стоят того, чтобы идти на такое действие, ставящее под сомнение конституционную легитимность будущей Думы. Ради кого? Ради огородников? Ради летней паузы? Это нелепо. Потом начали, полагаю, под это уже думать: "Может, нам что-нибудь и с президентскими выборами учудить?" И кто-то запустил этот зондаж, чтоб посмотреть, как среагируют".