Российское имущество поищут в Великобритании
Экс-владельцы ЮКОСа добиваются взыскания с РФ $50 млрд
Бывшие акционеры ЮКОСа, в пользу которых год назад арбитраж в Гааге взыскал с России $50 млрд, продолжают поиски российского имущества. После Бельгии и Франции они обратились за исполнением решения в Лондон. Но здесь процедура сложнее и дольше, у РФ есть как минимум возможность ответить на заявление в течение двух месяцев. Дополнительно снизило накал страстей вчерашнее обещание истцов пока не трогать активы российских госкомпаний, хотя последние уже начали оценивать риски.
Очередной судебный процесс по исполнению решения арбитража в Гааге о взыскании с России $50 млрд вслед за Бельгией и Францией инициирован в Великобритании. Глава Group Menatep Limited (представляла экс-владельцев ЮКОСа в Гааге) Тим Осборн сообщил sputniknews.com, что истцы обратились в Высокий суд Лондона и "у России есть около двух месяцев, чтобы подать свой отзыв". Дата слушаний будет назначена после этого. Тим Осборн пояснил, что, в отличие от Франции и Бельгии, в Лондоне "нужно провести полный судебный процесс, прежде чем наложить арест на активы".
Британское посольство в Москве уточнило "РИА Новости", что уведомление об обращении в английский суд было направлено российскому МИДу еще 24 апреля. В МИДе не стали комментировать ситуацию, переадресовав вопрос в Минюст. Там заявили, что официальная позиция пока не готова, посоветовав обратиться с запросом в правительство РФ. В правительстве снова отослали в МИД. В субботу президент Владимир Путин говорил, что РФ не признает компетенцию Гаагского суда, так как не является участником Европейской энергетической хартии, будет доказывать это "в установленном порядке через судебные процедуры".
Судебные приставы Бельгии и Франции приступили к аресту счетов и поиску имущества РФ на территории своих стран на прошлой неделе (см. "Ъ" от 19 июня). Под арест попали в том числе счета дипломатических представительств РФ, которые в основном находятся в бельгийском банке ING, но часть из них уже разморожена. Министр иностранных дел Бельгии Дидье Рейндерс пообещал разблокировать оставшиеся счета посольства РФ в Бельгии, а также российских постоянных представительств при Евросоюзе и НАТО в ближайшие дни. Но счета других российских учреждений, например во французском дочернем банке ВТБ, остаются арестованными. Процесс о признании гаагского решения инициирован и в США: суд округа Колумбия ждет подтверждения официального уведомления российской стороны, после чего РФ будет предоставлен срок для направления отзыва.
Партнер международной юридической фирмы Baker & McKenzie Владимир Хвалей поясняет, что в Бельгии и Франции процедура наложения ареста обычно происходит без уведомления. "Сторона, желающая исполнить решение арбитража, подает заявление в государственный суд, который может рассмотреть его без вызова и уведомления ответчика. Если суд соглашается с требованиями, он налагает арест на активы ответчика, который вправе обжаловать это решение в течение 30 дней",— рассказал он. В Англии же, по его словам, возможно два варианта — с проведением слушаний и без них, это решает суд. "В данном случае, видимо, судья решил, что лучше пойти по процедуре с уведомлением и проведением заседания",— полагает господин Хвалей.
Тим Осборн в разговоре со Sputnik отметил, что истцы изучают сведения о российских активах и в других странах, за исключением Испании, Китая, Швейцарии и Канады. Однако экс-владельцы ЮКОСа пока не нацелены на компании, контролируемые российским государством, в том числе "Газпром" и "Роснефть", разыскивая и пытаясь арестовать только "активы, напрямую принадлежащие РФ". Господин Осборн признал, что обращение взыскания на имущество госкомпаний — "трудоемкий процесс, в рамках которого нужно убедить суд, что Россия не только владеет акциями этих компаний, но и что они являются государственными агентами". Тем не менее ряд госкомпаний уже начали готовиться к возможным проблемам. Так, президент "Башнефти" (возвращена в федеральную собственность в декабре 2014 года) Александр Корсик поручил юристам оценить риски нефтекомпании за рубежом в связи с делом ЮКОСа.