Ночи, полные огня
Оплата электроэнергии, которая тратится на уличное освещение, заметная статья расходов любого муниципалитета. Фонари на улицах потребляют около 15% всего производимого в стране электричества. Уменьшение этой доли и сокращение расходов муниципалитетов — глобальная задача компаний, специализирующихся на повышении эффективности использования энергии. Один из примеров их работы — город Рязань, где было заменено 16 тысяч уличных светильников.
В мире на освещение, по разным оценкам, тратится от 12% до 18% потребляемой электроэнергии. Если говорить о нашей стране, то, по данным Минэнерго, в нашей стране установлено чуть более 1 млрд штук источников света — это касается как бытовых осветительных приборов, так и тех светильников, которые освещают производственные помещения, административные здания и улицы городов.
Энергосервис на улицах
"Не менее 15% от всей производимой в России электроэнергии тратится на освещение, что превышает уровень стран ЕС почти в два раза",— рассказывает старший партнер компании Althaus group Юрий Алейников. По его словам, использование современных технологий освещения, в первую очередь светодиодных светильников, является одним из самых очевидных путей повышения энергоэффективности в масштабах страны. "Например, реализация проекта по модернизации уличного освещения в Москве дала эффект экономии до 40% расходов при том же уровне освещенности",— говорит господин Алейников.
По мнению ряда экспертов города, поселки и дороги освещает порядка 7 млн светильников, ежегодные затраты муниципалитетов на оплату электрической энергии оцениваются приблизительно в 25-30 млрд рублей.
Энергосервисные контракты, при которых оплата модернизации систем освещения осуществляется из сэкономленных от этой модернизации средств, являются одним из наиболее оптимальных способов повышения энергоэффективности. Срок окупаемости таких проектов составляет четыре-пять лет, при этом крупнейшие банки готовы предоставлять финансирование реализующим их компаниям.
Как только появился и начал функционировать закон "Об энергосбережении" (261ФЗ) и появилась возможность реализовывать энергосервисные контракты, наружное освещение городов и населенных пунктов стало той самой отправной точкой, в которой этот вид бизнеса начал развиваться. Это связано с достаточно быстрыми сроками окупаемости таких проектов (как правило, простая окупаемость не превышает четырех лет), довольно простой договорной схемой, наличием приборов учета, прозрачностью контрагентов, относительно небольшим объемом инвестиций.
В отличие от теплоснабжения, где энергосервисные компании так или иначе зависят от тарифообразования, уровня сбора платы за потребленный ресурс и капризов погоды, проекты в уличном освещении лишены этих сложностей — как правило, контрагентом выступает местное подразделение горсвета или департамент по ЖКХ конкретного муниципалитета, история потребления электрической энергии достаточно прозрачна и легко прослеживается по платежам энергосбытовым компаниям.
По мнению экспертов рынка, если брать статистику по заключенным энергосервисным контрактам, то по количеству подписанных договоров, уличное освещение далеко впереди теплоснабжения.
Как и любой инвестиционный бизнес, энергосервис весьма чувствителен к стоимости и доступности заемных денежных средств
Если посмотреть статистику заключенных контрактов, по данным сайта госзакупок, то осенью 2014 года каждую неделю объявлялось по четыре-пять конкурсов по энергосервисным контрактам по уличному освещению. Стоит отметить, что по результатам первого квартала этого года таких конкурсов было разыграно не более пяти. Как и любой инвестиционный бизнес, энергосервис весьма чувствителен к стоимости и доступности заемных денежных средств. Абсолютное большинство таких конкурсных процедур проводилось в небольших населенных пунктах, с населением до 50 тыс. человек. Задача была заменить от 200 до 2 тыс. светильников, объем инвестиций в такого рода сделки редко превышал 10 млн рублей. Среди крупных населенных пунктов, которые с использованием механизма энергосервисных контрактов произвели замену освещения, можно отметить Курск, Брянск, Киров, Рязань. При этом именно Рязань стала первым областным центром в нашей стране, где при замене использовались не классические газоразрядные натриевые лампы, а современные светодиодные светильники.
Из тени в свет
В мае прошлого года компания "ГПБ-Энергоэффект" подписала энергосервисный контракт с администрацией города Рязани на проведение энергоэффективных мероприятий в области уличного освещения. Этот проект в своей области стал крупнейшим в России. Согласно контракту, было заменено более 16 тыс. неэффективных светильников на современные, энергоэффективные светодиодные светильники российского производства.
"Нам удалось установить более 350 шкафов управления уличным освещением для создания автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии и автоматизированной системы управления наружным освещением, которая обеспечивает дистанционное включение и отключение освещения в соответствии с заданными графиками. Такая система позволяет в режиме реального времени контролировать и управлять уличным освещением, все данные хранятся и архивируются",— рассказывает директор по продажам компании "ГПБ-Энергоэффект" Евгений Соколов.
Контракт был заключен на семь лет. Общая стоимость контракта более 300 млн рублей. По результатам независимой оценки достигнутая экономия электроэнергии уже составила 59%, что на 3% превышает расчетную.
"В Рязани был приобретен неоценимый опыт сотрудничества с местными властями, который еще раз доказал близость энергосервиса и механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП). Проект продемонстрировал важность диалога с местными властями на предмет их готовности к реализации энергосервисных проектов",— подчеркивает господин Соколов.
В реализации проекта не обошлось и без сложностей. В компании подчеркивают, что в декабре прошлого года к руководству городом пришла новая администрация, незнакомая с проектом, что несколько затормозило его завершение, а также потребовало привлечения дополнительных трудовых ресурсов со стороны энергосервисной компании, в том числе и по популяризации энергосервиса.
В Рязани компанией "ГПБ-Энергоэффект" был приобретен неоценимый опыт сотрудничества с местными властями, который еще раз доказал близость энергосервиса и механизмов государственно-частного партнерства
"Также сроки исполнения проекта были затянуты из-за технической неготовности прежней администрации к реализации масштабных энергосервисных проектов. Например, вопрос утилизации демонтированного оборудования (прежде всего старых светильников) не был решен даже тогда, когда уже началась установка новых светодиодов. Кроме того, человеческих ресурсов заказчика не хватало для проведения приемки и оценки качества работ, то есть опытные монтажники проводили работы в установленные сроки, но принять их не могли из-за нехватки рабочих рук",— рассказывает господин Соколов.
В компании подчеркивают, что работы были доведены до конца, но сложно представить, какие проблемы могли бы возникнуть в аналогичной ситуации у компании среднего размера. Поэтому принципиальной основой стимулирования механизмов внебюджетного финансирования в область ЖКХ является защита прав инвестора.
В "ГПБ-Энергоэффект" утверждают, что иногда мелочи в проекте останавливают работу на длительный срок. "Так, например, наличие брака светильников в размере 1%, допускаемое производителем и подлежащее замене по гарантии, не должно влиять на весь проект в целом, так как все участники проекта должны быть заинтересованы в достижении общего результата",— говорит Соколов.
Основой для успешной реализации такого и подобных ему проектов является прежде всего конструктивное и доверительное взаимодействие всех участников процесса: заказчика, подрядной организации (поставщика оборудования) и энергосервисной компании.